Ирина Орехова
Текст защиты Выпускной квалификационной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу по теме : Использование метода проектов для развития навыков коллективной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность.
2 СЛАЙД: Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим вопросом в прошлом, является спорным в настоящее время.
Публикация «Текст защиты Выпускной квалификационной работы» размещена в разделах
Антон Семенович Макаренко сформировал принцип, который утверждает, что воспитание, полноценное и правильное развитие личности возможно только в коллективе дошкольников, который выступает как средство положительного педагогического воздействия на ребенка. Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии.
Противники считают, что коллектив подавляет личность, испытывает давление со стороны группы, массы, подвергается осуждению, осмеянию.
С помощью коллектива воспитатели могут добиться слепого подчинения детей, нивелирования их индивидуального развития.
3 СЛАЙД: Одним из перспективных методов, способствующих решению этого противоречия, является метод проектной деятельности.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Дети включаются в:
Выполнение творческих и исследовательских проектов, что способствует формированию оригинального замысла, умению фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану.
Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Благодаря включению в проектную деятельность игры детей становится более разнообразными, сложно структурированными.
Работа над проектом имеет большое значение для развития навыков коллективной деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
4 СЛАЙД: Исходя из вышеизложенного, объектом нашего исследования является деятельность ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования - метод проектов как средство развития коллективной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
5 СЛАЙД: Целью исследования мы определили изучение влияния включения детей старшего дошкольного возраста в проектную деятельность на развитие навыков коллективной деятельности.
6 СЛАЙД: Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить ряд задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить специфику детского коллектива;
2. Рассмотреть этапы становления коллективной детской деятельности в условиях ДОУ;
3. Показать возможность организации проектной деятельности в старшей группе;
4. Доказать целесообразность использования метода проектов для развития навыков проектной деятельности у детей старшей группы.
7 СЛАЙД: Гипотеза: Мы предполагаем, что использование метода проектов будет благоприятно влиять на развитие навыков коллективной деятельности в старшем дошкольном возрасте при условиях:
- проектная деятельность носит коллективный характер;
- тема проекта соответствует интересам большинства детей группы;
- проект носит долгосрочный характер (2-3 недели).
8 СЛАЙД: Наше исследование опирается на труды таких педагогов и психологов как, Антон Семенович Макаренко, Станислав Теофилович Шацкий, Надежда Константиновна КрУпская, Борис Тимофеевич Лихачев, Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса.
9 СЛАЙД: Слово «коллектив» происходит от латинского слова, которое в переводе означает «объединяю». Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство.
Разные авторы выдвигали свои определения понятия коллектив. На слайде представлены эти понятия.
Коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, общей деятельности.
10 СЛАЙД: Выделены признаки детского сообщества, их вы можете увидеть на слайдах.
11 СЛАЙД: Антон Семенович Макаренко сформулировал два закона о коллективе.
1. Закон параллельного действия. 2. Закон жизни коллектива.
12 СЛАЙД: Также Антон Семенович Макаренко выделил этапы развития коллектива: - У детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей.
- Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок.
- Возрастает количество участников детского сообщества. Дети объединяются по своему усмотрению, самостоятельно распределяют роли в игре.
13 СЛАЙД: Воспитатель ставит перед собой задачи для воспитания коллективизма у дошкольников. Их вы можете увидеть на слайде.
14 СЛАЙД: Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения (несколько произведений представлены на слайдах, рассматривание картин и иллюстраций, проводятся этические беседы.
15 СЛАЙД: Для успешного формирования детского коллектива способствуют определенные условия.
1. Коллективная деятельность детей
2. Совместные переживания
3. Сплоченность коллектива работников детского сада
16 СЛАЙД: Успешное формирование коллективных взаимоотношений зависит от ряда причин, которые представлены на слайде.
Таким образом, при целенаправленном руководстве воспитателя происходит формирование детского сообщества, устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей.
17 СЛАЙД: Практическая часть нашего исследования проходила на базе МБДОУ № 32 «Снегирёк». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Речецветик». В группе 11 человек, из них 3 девочки и 8 мальчиков. Возраст детей колеблется от 4 лет 9 месяцев до 7 лет 6 месяцев.
18 СЛАЙД: Практическая часть нашего исследования состояла из трех этапов.
1. Констатирующий этап
2. Формирующий этап
3. Контрольный этап
19 СЛАЙД: I этап – констатирующий. На этом этапе мы выясняли уровень развития навыков коллективной деятельности у детей группы.
Для этого мы использовали метод наблюдения. Мы наблюдали за детьми в разных ситуациях: в трудовой деятельности и игровой деятельности.
Мы использовали выборочное наблюдение и фиксировали следующие проявления:
1. Проявляют солидарность, поддерживают других, помогают, поощряют.
2. Соглашаются, пассивно подчиняются, уступают другим.
3. Высказывают мнение, оценивают, анализируют, выражают свои чувства и желания.
4. Спрашивают о чужом мнении, интересуются оценкой своих действий.
Каждое из проявлений мы оцениваем по частоте проявления: иногда, редко, часто.
20 СЛАЙД: Анализ результатов показывает, что в трудовой деятельности.
1 критерий редко проявляется у 7 – х детей.
2 критерий редко проявляется у 5 – х детей.
3 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
4 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
21 СЛАЙД: Анализ результатов показывает, что в игровой деятельности.
1 критерий редко проявляется у 7 – х детей.
2 критерий редко проявляется у 7 – х детей.
3 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
4 критерий редко проявляется у 5 – х детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что навыки коллективной деятельности сформированы не у всех детей данной группы.
22 СЛАЙД: II этап – формирующий. Этап нашего исследования был посвящен совместной с детьми разработке и реализации творческого проекта.
Нами были созданы условия, в которых ребенку нужно обращаться к другим детям, анализировать работы, помогать другим, высказывать свое мнение, спрашивать о чужом мнении, соглашаться с другими, уступать другим.
На первом этапе провела беседу с детьми о празднике «День Космонавтики», о его важности, и подвела к мысли о том, что к празднику можно всем вместе создать какой – то продукт, который расскажет всем о предстоящем празднике и о его значимости для всех. Вместе с детьми обсудили, что это может быть коллаж.
23 СЛАЙД: На втором этапе дети предлагали темы для проекта. Их вы можете увидеть на слайде.
24 СЛАЙД: На третьем этапе дети делились своими предложениями, что можно изобразить в проекте, с помощью чего, и в какой технике.
25 СЛАЙД: На четвертом этапе каждый ребенок составлял эскиз работы по теме.
На пятом этапе дети демонстрировали свои эскизы, защищали их, и с помощью фишек коллективно выбрали один эскиз.
26 СЛАЙД: На шестом этапе выбранный эскиз дети оформили в рамку, написали название и вывесили на стенд в приемной комнате.
На седьмом этапе дети разделились на группы, и каждый выполнял свое задание.
На восьмом этапе совместно с детьми составляли текст к выступлению.
На девятом этапе провели презентацию проекта, которую организовали для родителей воспитанников.
Результатом стало создание коллажа на тему «Космонавты и ракеты», который расположен в группе на доске.
27 СЛАЙД: На слайде представлен выполненный проект.
28 СЛАЙД: III этап – контрольный. С целью определения результативности нашей работы на заключительном этапе мы провели повторное наблюдение за детьми.
Мы использовали повторное наблюдение и фиксировали по тем же критериям, что и на констатирующем этапе:
Анализ результатов показывает, что в трудовой деятельности.
1 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
2 критерий редко проявляется у 3 – х детей.
3 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
4 критерий редко проявляется у 5 – х детей.
29 СЛАЙД: Анализ результатов показывает, что в игровой деятельности.
1 критерий редко проявляется у 7 – х детей.
2 критерий редко проявляется у 6 – х детей.
3 критерий редко проявляется у 4 – х детей.
4 критерий редко проявляется у 5 – х детей.
30 СЛАЙД: Сравнивая полученные результаты констатирующего и контрольного этапа трудовой деятельности, мы видим, что больший процент детей часто проявляют солидарность, высказывают мнение, оценивают и анализируют.
31 СЛАЙД: Сравнивая полученные результаты констатирующего и контрольного этапа игровой деятельности, мы видим, что дети стали часто проявлять солидарность, часто задают вопросы, интересуются оценкой.
32 СЛАЙД: Таким образом, сравнивая результаты наблюдений, позволяет говорить, что действительно использование метода проектов будет благоприятно влиять на развитие навыков коллективной деятельности в старшем дошкольном возрасте при условиях:
- проектная деятельность носит коллективный характер;
- тема проекта соответствует интересам большинства детей группы;
- проект носит долгосрочный характер (2-3 недели).