Надежда Жилкина
Конспект занятия «Ача сач. Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ача сач» – «Детский сад»
Программное содержание
Учить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «к тарт».
Продолжать учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя пройденную ранее лексику и вновь введенные слова.
Закрепить слова: кун, кала, сочетание ыр кун пулт р, звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал», звука «» в словах.
Публикация «Конспект занятия „Ача сач, Детский сад“» размещена в разделах
Материал: игрушки, телефон, ящик с игрушками (автан, йыт, лаша, пукане).
Ход занятия:
Ыр кун, ачасем!
Ыр кун!
Ребята, давайте поговорим с вами по телефону. Оля, подойди к телефону (воспитатель разговаривает с Олей).
Ыр кун пулт р!
Ыр кун.
Кам кала ать? (Кто говорит)
Оля кала ать.
Ача сач нче эс м н т ват н?
Вылят п.
М нпе вылят н?
Теттепе вылят п.
Теттепе аван вылят н-и?
Аван.
Сыв пул.
Воспитатель предлагает детям по желанию распределяться парами и поговорить по телефону. Дети ведут диалог.
Вот и поговорили по телефону и узнали кого как зовут, кто чем занимается.
Ачасем, кил р кунта в й вылятп р. ( На столах разложены игрушки: на одном много, на другом много).
Кунта нумай тетте. Нумай (много).
Нумай (хор., инд.).
Егор, кала та нумай тетте? (Таким образом вводится слово «сахал»).
Егор, ыйт Серушран, та нумай тетте?
та нумай тетте? (Сахал тетте)
К тарт (покажи). К тарт.
К тарт (хор., инд.).
Полина, Степана кала: к тарт (дети друг другу говорят покажи – к тарт где много, а где мало игрушек).
Воспитатель показывает на мячи и спрашивает: «Ку пыс к е п ч к меч к? Какое короткое слово по-чувашски «е» (или) «е».
Е (хор., инд.).
Артем, ку пыс к е п ч к меч к?
Оля, ыйт Ульян ран, кунта пыс к е п ч к тетте?
Маттур, п лт р.
Таким образом закрепляется слово «к тарт».
Катя, кил манн панта. Таисия позовет Валю, Валя – Галю и т. д.
Ачасем, теттесем нумай-и?
М нле теттесем пур?
Есения, х м р упа ил, тархасш н.
Сережа, х рл пыс к меч к ил. (Таким образом все дети получают игрушки).
А сейчас будьте внимательны. Поднимите те игрушки, в названии которых живет чувашский звук «» (не, меч к, тил).
Воспитатель предлагает рассказать о своих игрушках.
Ситуативные высказывания об игрушках: «Ку мулкач. Мулкач н х лхисем, ку сем пур. В л шур».
После игры воспитатель подзывает к себе детей и предлагает поставить игрушки.
Игра «Ч рчунсен яч сене п л, в сем м нле к шк рнине кала».
Дети садятся полукругом. Воспитатель из ящика вынимает игрушки (автан, ыйт, лаша, качака).
Ачасем, ку м н?
Ку автан.
В л м нле сас к ларать?
В л «Ки-ки-ки-ри-кки» тет.
Ку лаша. В л «а-а-а-а» тет.
Ку качака. В л «ме-ме-кек» тет.
Маттур, ачасем, сыв пул р!