Лучший педагог года

Конспект урока в 4 классе «Былина «Ильины три поездочки»

Гапурова Патимат
Конспект урока в 4 классе «Былина «Ильины три поездочки»

Выполнила:

Гапурова Патимат Асадулаевна

учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

Программа: «Школа России»

Класс 4 .

Тип урока : Изучение нового материала

Тема: Былина «Ильины три поездочки»

Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.

Планируемый результат

Предметные.

Публикация «Конспект урока в 4 классе „Былина „Ильины три поездочки“» размещена в разделах

Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

- Регулятивные УУД:

Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

- Коммуникативные УУД:

Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

- Познавательные УУД:

Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши;

- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

2. Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел по чтению, который мы начали изучать сразу после летних каникул? («Летописи. Былины. Жития»)

- С каким новым произведением мы познакомились на прошлом уроке? («И вспомнил Олег коня своего»)

- Найдите и прочитайте, где жил и правил Олег? (ученики зачитывают строчки)

- Что напророчили князю Олегу волхы? Прочитайте.

- Сбылось ли их предсказания? Расскажите про это. А теперь давайте прочитаем этот эпизод.

- Почему люди оплакивали Олега?

3. Постановка цели. Актуализация знаний.

- Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.

- Мы приступаем к изучению былин.

- Прочитайте в учебнике тему урока : «Ильины три поездочки».

- Давайте поставим цели к нашему уроку : (Мы сегодня познакомимся с новой былиной «Ильины три поездочки», узнаем кто такие богатыри, подробно о богатыре Илье Муромце, будем учиться правильно, мелодично, красиво читать былину. Воспитывать любовь к чтению, любовь к нашей русской земли.

4. Изучение нового материала.

- Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).

- Работа по картине:

- Перед вами знаменитая картина «Богатыри», В. М. Васнецов – её автор.

- А сейчас послушайте Абсалямова Альбина расскажет нам об этой картине. (выходит ученица к доске и рассказывает об этой картине)

О картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.

Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.

В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.

- От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).

- Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

- В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).

- Давайте вспомним, происхождение и значение слова «богатырь»

- Где мы можем узнать значение слова «богатырь»? (Лучше всего даст словарь)

Богатырь – 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

Силач, воин, защитник, витязь

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.

- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)

-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?

- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

5. Физминутка.

Дружно встали раз, два, три

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам пристали,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваем вправо

Оглядимся величаво.

6. Продолжение работы над новым материалом. Работа с текстом.

- Сегодня мы только познакомимся с былиной «Ильины три поездочки», а на следующем уроке будем более подробно изучать эту былину.

- Перед тем как будем читать проведём словарную работу

Словарная работа

Кремневенькие- из кремния.

Булатная броня- стальная и узорчатая.

Убранство- украшение, внешняя отделка.

Смета- несметное, несчитанное богатство.

Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Сажень- 2,134метра (3аршина)

Облатынивать- обращать в католическую веру.

Заподваливать- запирать в подвал.

Не простофильтесь- не поддавайтесь на обман.

Башлыки-тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами.

Вороновые- чёрные.

Амбары- сараи для хранения урожая. Припасов, товаров.

- Чтение былины «Ильины три поездочки» подготовленными учениками)

Вопросы:

- О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

- Какой момент в былине показался вам наиболее захватывающий?

- Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

7. Подведение итогов.

- Что такое былина?

- Каких былинных героев вы знаете?

- Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум)

- Чему учит нас былина «Ильины три поездочки»? (Любить свою Родину, защищать её, быть добрым)

- На следующем уроке мы продолжим работать над былиной «Ильины три поездочки»

- Я узнал ….

- Было интересно ….

- Мне было трудно ….

- Я доволен ….

8. Домашнее задание.

Стр. 14 – 16 прочитать былину

- Спасибо за старание! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект урока «Хор» во 2 классе. «Музыка» Т. И. Бакланова (3 часть) Тема урока: «Хор» Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения,.

Конспект урока по рисованию в 1 классе «Тюльпан» Конспект урока 1 класс Тема: «Тюльпан» Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование умения у учащихся изображать тюльпан. Задачи:.

Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока: Откручивание кусочка пластилина.

Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе Курс «Социокультурные истоки» 2 класс. Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э. Р. Тема урока: Кузнецы-умельцы. Цель урока: дать.

Конспект урока по математике в 1 классе «Нумерация чисел от 11 до 20» Конспект урока Класс: 1д Тема: «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность» Тип урока: урок «открытия» новых.

Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота» Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить.

Конспект урока «Русские народные инструменты» в 5 классе ТЕМА урока : Русские народные инструменты. Цель:закрепить знания о русских музыкальных инструментах. В ходе выполнения заданий сформировать.

План-конспект урока математики во 2 классе «Периметр» Цель: ознакомить с приёмом нахождения периметра прямоугольника. Задачи: формировать умение решать задачи, связанные с нахождением периметра.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики;.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в 4 классе «Былина «Ильины три поездочки»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 11:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД