Получи документы

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера

Елена Волохова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера

Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей знакомят с традиционными национальными и региональными художественными промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности. Неоценимую роль в данном процессе может оказать декоративно-прикладное искусство.

Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев. На наш взгляд, очевидно, что воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для воспитанников дошкольного возраста заключается в следующем:

Воспитанники получают возможность познакомится со спецификой быта своего народа и других народностей, с историей нашей страны и родного края;

Дошкольники знакомятся с искусством на примере доступного и понятного им: народные игрушки, матрешки, предметы быта.

• Произведения декоративно-прикладного искусства, так или иначе, оказывают влияние на эстетическое развитие дошкольников;

Посредством декоративно-прикладного искусства осуществляется художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста;

• У дошкольников развивается воображение, что важно для детей этого возраста;

• Систематическое ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства способствует развитию памяти, внимательности;

Дошкольники приучаются к труду.

Дошкольники получают идеи и стимул к самостоятельному творчеству.

Раскроем приведенные тезисы подробнее.

Несомненно, что при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством дошкольники узнают много нового о своей Родине и родном крае. Произведения декоративно-прикладного искусства отражают специфику быта, жизни народа, изображая сценки в которых отражаются особенности охоты на зверей, домашней обстановки, утвари, ремесел, праздников, национальной одежды, роходцев, путешественников и ученых.

Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека, и призвано эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративно-прикладное искусство в своих жанрах и формах проявления многообразно. Особую отрасль декоративного искусства составляет народное декоративное искусство – народные художественные ремесла и художественные промыслы. Народное творчество изначально связано с историей данного народа, его обычаями, обрядами, празднествами, с хозяйственной, промысловой деятельностью, с постройкой жилья, с изготовлением одежды, утвари, орудий труда. Это искусство формировалось в коллективах, и коллективно его принципы и приемы веками передавались из поколения в поколение. Подражание и преемственность трудовых навыков шли рядом, были неразрывны друг с другом.

Работу по развитию интереса к культуре коренных народов Севера у воспитанников дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства необходимо вести с опорой на перспективное планирование, в котором учитываются:

- организованная – образовательная деятельность – это цикл по ознакомлению с окружающей природой, жизнью и бытом, продуктивная деятельность по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством народов ханты и манси, в коммуникативной деятельности вводить загадки, приметы, пословицы, поговорки, потешки, познавательные рассказы о жизни коренных народов, народные игры, игры и демонстрация наглядного материала с помощью информационно –коммуникационных технологий.

- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседы, познавательные минутки, наблюдения, дидактические игры, ознакомление с фольклором и национальной художественной литературой, рассматривание репродукций картин художников и иллюстраций, сюжетно– ролевые игры: «Путешествие по Ваху», «Оленеводы», драматизация сказок.

- самостоятельная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, настольные дидактические игры: «Составь орнамент», «Ковер», народные подвижные и интеллектуальные игры.

- чтобы расширить представления дошкольников о быте, одежде, культуре коренного населения, можно создать в детском саду мини-музей, в котором дети могли бы рассматривать, трогать руками различные предметы и игрушки, ощутить красоту прикладного искусства.

Залогом успешной работы по развитию у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера посредством декоративно-прикладного искусства является взаимодействие воспитателей с семьей.

Поэтому необходимо познакомить родителей с содержанием педагогической работы по развитию интереса к культуре коренный народов Севера посредством декоративно прикладного искусства.

Также целесообразна организация работы с педагогами ДОО по данному направлению.

Таким образом, мы надеемся, что разработанные нами методические рекомендации будут полезны педагогам в работе по развитию у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера посредством декоративно-прикладного искусства.

Проблема знакомства дошкольников с культурой северных народов достаточно сложное явление. Мы сделали попытку решения одной из сторон этой проблемы. Возникает необходимость изучения педагогических условий развития у воспитанников интереса к культуре коренных народов Севера с использованием различных средств приемлемых для работы с воспитанниками дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти [Текст] // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 21-23

2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]. – М. : Прогресс, 1999. – 122 с.

3. Базанов, А. Г. и Певгова Л. В. Игры детей народов Крайнего Севера [Текст]. - М. : Учпедгиз, 1949. - 71с.

4. Бойченко, Н. А. Педагогические условия Формирования игровых интересов у детей пятого года жизни [Текст] : Автореф. дисс,. . канд. пед. наук. - Л. ЛГПУ, 1974. -24с.

5. Борисова, З. Н. Хрестоматия для дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forimbook.ru/yumor/num-60082.htm

6. Выготский, Л. С. Избранные труды. Т. 5 [Текст]. - М. : Просвещение, 2004. – 520с.

7. Гельфан, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию [Текст]. – М. : Педагогика, 2011. – 320 с.

8. Давыдова, О. И. Этнопедагогическая подготовка педагога [Текст] // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 481-483.

9. Давыдова, О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов [Текст] // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.

10. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России : пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" [Текст]. – [3-е изд., испр. и доп. ]. – М. : АРКТИ, 2005. – 181 с.

11. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.

Публикации по теме:

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольниковЧувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры дошкольников В современных условиях идет переосмысление общечеловеческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая культура, национальные традиции.

Декоративно-прикладное искусство художественных промыслов в ДОУ Декоративно-прикладное творчество в ДОУ. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление,.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» Презентация "Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей" Актуальность Проблема развития детского.

Декоративно-прикладное творчество северных народов, проживающих на Ямале Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Ямальская школа – интернат имени Василия Давыдова» Декоративно – прикладное.

Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: - Познакомить.

Консультация «Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры» Истоки декоративно – прикладного искусства Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей»Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей» Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному»Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному» Народное декоративно-прикладное искусство– неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» (старшая группа) Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 13:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД