Детская исследовательская работа «Каким бывает Королевство цифр?»

Ольга Петровна Дудкина
Детская исследовательская работа «Каким бывает Королевство цифр?»

Методический материал к игровым ситуациям

В-Ситуация «Королевство цифр»

(А. А. Куликова, Т. С. Шестакова)

Задачи:

1. Развивать исследовательское поведение детей 4—5 лет в условиях проблемно-игровой ситуации.

2. Развивать умения детей думать, сопоставлять, включаться в конструирование различных ситуаций для решения поставленных задач.

Последовательность проведения исследования детьми.

Первая проблема («Новая цифра»)

На первом этапе дети слушают про Королевство цифр, о том, кто там живет и как выглядят жители королевства. Таким образом, происходит вхождение в проблему.

Воспитатель. У короля родился сын, и ему нужна самая лучшая кормилица. Но все цифры в королевстве уже работают. Надо собрать новую цифру из уже имеющихся частей, которая сможет ухаживать за принцем.

Детям необходимо помочь составить новую цифру, используя разные по размеру и цвету картонные цифры, разрезанные на части. Гипотеза, которая формулируется на данном этапе экспериментирования: «При поиске подходящих частей надо руководствоваться какими-то общими свойствами».

На втором и третьем этапах развития исследовательской деятельности дети говорят, что они будут делать: возьмут разные по размеру части, попробуют их приложить друг к другу, затем возьмут разные по цвету части, приложат. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу о том, что части надо подбирать по сходным свойствам: в данном случае — по цвету и размеру.

На четвертом этапе дети экспериментально проверяют свои догадки, делают окончательные выводы о том, что в процессе подбора частей по цвету и размеру у них получились новые «жители королевства», и таким образом, практически подтверждается ранее сформулированная гипотеза. Дети выбирают цифру, подходящую на роль кормилицы. Воспитатель от имени короля благодарит их за помощь.

Вторая проблема

В следующий раз дети вновь слушают историю о Королевстве цифр. Они узнают, что во время игры в прятки в сказочном лесу пропала одна цифра, но никто не знает, какая именно. У жителей королевства есть фотография, где запечатлены все цифры до этой трагедии. Кроме того, все жители собрались на главной площади. Король снова обращается к детям за помощью. Как же узнать, какая цифра пропала? Дети предлагают свои варианты. Педагог с помощью подсказок приводит их к гипотезе, которая формулируется на этом этапе эксперимента: «С помощью наложения цифр на фотографию (карточку с цифрами) дети смогут найти пропавшую цифру». Когда все узнали, какая цифра пропала, на поиски выходит все королевство и довольно быстро ее находят. Король снова благодарит детей.

Третья проблема

К детям за помощью обращается королева. Вечером должен состояться бал, а фрейлины перепутали все платья. Надо подобрать им платья по желанию детей. Ребята быстро справляются с этим заданием. Но тут королева спрашивает: «Как же сделать так, чтобы фрейлины не путали больше платья?» Дети предлагают свои варианты. Приходят к выводу, что каждое платье надо обозначить индивидуальным знаком, свойственным только этой цифре. Дети помогают каждой цифре нарисовать на платье выбранный знак. Королева и фрейлины благодарят детей и приглашают их на бал. Дети танцуют, имитируя бал.

Сценарий реализации темы «Королевство цифр»

Ситуация 1

Воспитатель. Дети, сегодня я хочу рассказать вам о Королевстве цифр и его жителях. Это прекрасная страна с замечательными жителями- цифрами. Они очень добрые и приветливые. В один прекрасный день королева родила сына. Перед королем стала задача — найти принцу кормилицу, ведь у каждого принца должна быть своя кормилица. Но у всех цифр уже была своя работа. Дети, где же найти кормилицу? Ведь нужна другая цифра.

Король просит вас помочь ему. Надо составить цифру из частей, которые у нас есть, но все эти части разные по размеру и цвету. Как же мы будем это делать?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель. Правильно, давайте подберем их соответственно цвету и размеру.

Дети собирают цифры.

Воспитатель. Теперь у нас есть новые жители королевства. Посмотрите, какие они красивые! Король вам очень благодарен. Давайте выберем цифру, которая будет кормилицей.

Все дружно выбирают «кормилицу».

Ситуация 2

Воспитатель. Дети, помните я вам рассказывала про Королевство цифр? В королевстве случилась беда: во время игры в прятки в сказочном лесу пропала одна цифра, и король снова просит о помощи. У жителей ест фотография, где запечатлены все жители до ужасной трагедии, а сами ж жители собрались на главной площади. Как же узнать, какая цифра пропала?

Дети придумывают выходы из ситуаций. Воспитатель предлагает им, проверить один из них: «положить» всех «жителей» на фотографию и выяснить, какой же цифры нет. Дети называют пропавшую цифру и показывают ее изображение. От имени короля воспитатель благодарит детей за помощь.

Ситуация 3

Воспитатель. Сегодня вечером должен состояться бал в королевстве. Фрейлины сшили прекрасные платья для всех, но перепутали их. Надо каждой фрейлине подобрать платье. Дети, подскажите королеве, как сделать, чтобы платья не путались.

Дети. Надо каждое платье отметить особенным знаком, свойственным только этой цифре. (Предлагают варианты таких знаков.)

Воспитатель. Давайте отметим платья фрейлин этими знаками. (Дети отмечают.)

Воспитатель. Королева благодарит вас, дети, и приглашает нас на бал.

Дети исполняют знакомый танец под музыку.

Далее проводится разговор с детьми о том, как удалось справиться со всеми проблемами и помочь жителям королевства.

Воспитатель. Чтобы в следующий раз тоже можно было помочь кому-либо, надо вспомнить, как же мы сегодня выходили из разных ситуаций. (Дети вспоминают.) А вам понравилось помогать цифрам? Будем ещё им помогать? Я думаю, если нам будет нужна помощь, они тоже обязательно нам помогут.

Детская исследовательская работа «Каким бывает Королевство цифр?»
Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД (безопасное поведение) по программе «Детство» Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)Образовательная область «Безопасность»: Безопасное поведение1.

Работа с родителями по образовательной области «Безопасность» Формы работы с родителями Направления работы с родителями Характеристики направлений работы с родителями Мастер-класс Организация проблемно-игровых.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Детская исследовательская работа «Каким бывает Королевство цифр?»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 21:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Мастер-класс. Поделка с использованием бросового материала «Сочное яблочко»
На Кубани во всю спеют фрукты: яблоки, груши, сливы и виноград. Ах! Как вкусны фрукты, собранные с собственных деревьев, сочные, спелые, под солнцем...
Консультация для воспитателей и родителей «Игры в кругу с мячом»
Летит мой мяч, Летит к тебе, Смотри, не прозевай! Лови его, держи его И снова мне бросай. Эпатова Н. Существует много игр, которые лучше...
Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида
Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения, функциональные...