Лучший педагог года

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа»

Раиса Матросова
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа»

Тема доклада:

«Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа»

Авторы: Павлова Матрена Софроновна, Матросова Раиса Романовна.

Воспитатели, МБДОУ ДС «Хатынчаан»

с. Бордон Сунтарского улуса РС (Я).

Цель: развитие личности ребенка и воспитание его на народных традициях.

Задачи: - Изучить этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

- Собрать и систематизировать дидактический материал по теме «Культура и быт наших предков»;

Публикация «Консультация „Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа“» размещена в разделах

- Обогащать предметно-развивающую среду путем создания игровых комплектов, которые знакомят детей с трудом и бытом народа-саха.

- Формировать интерес и уважение к обычаям, традициям, к труду и жизни своего народа.

-Развивать познавательные способности и расширять кругозор детей.

- Прививать подрастающему поколению систему общих ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа.

Актуальность:

Дошкольный возраст – это важнейший этап в жизни ребенка, в котором у него на всю жизнь закладывается интерес к традициям, культуре и быту своего народа. В этот уникальный период ребенок легко воспринимает и приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к истории родного края, интерес к традициям и обычаям своего народа.

Современная педагогика применяет множество приемов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика - это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Комплексный подход, а также не стандартные приемы при обучении вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Оценка педагогического наследия прошлого и выяснения его отношения к педагогической культуре настоящего и будущего, как считает основоположник науки этнопедагогики академик Г. Н. Волков, остается одной из важнейших проблем.

Этническая педагогика является отражением образа жизни, природного, социального, производственного окружения людей, в конкретном регионе. Главным хранителем этнопедагогических традиций является семья. Этнопедагогические принципы о ведущей роли семейного воспитания отображены в статьях известного якутского этнопедагога К. С. Чиряева. Своеобразие семейного воспитания в республике обусловлено такими обстоятельствами, как многопоколенность семьи и живучесть социальных явлений, типа привязанность к родной земле, месту, людям. Виды местной производственной деятельности людей в суровых условиях жизни, как животноводство, рыболовство, охота, прежде всего, постоянно требуют взаимопомощи, коллективного ведения хозяйства. В процессе трудовой деятельности, с возникновением человечества возникает и воспитание: старшие поколения передают накопленный опыт молодым. Чем богаче и разнообразнее становится опыт, тем сложнее становилась и передача этого опыта новым поколениям.

Народная педагогика не мыслит естественности воспитания вне трехпоколенной семьи. Г. Н. Волков пишет: «У чувашей есть даже пословица «дети нуждаются в отце-матери, ещё больше в дедушке и бабушке» Дитя без дедушки тоже сирота. В народной педагогике дедушка-бабушка – главные действующие лица». Многопоколенная семья, с одной стороны, сохраняет положительные народные традиции формирования личности детей, с другой, создает рациональные для становления индивида естественные условия. Первую роль в воспитании детей играют мать, бабушка, старшие сестры, а затем – отец, дедушка, старшие братья и другие. Совместная жизнедеятельность детей и взрослых порождает факторы, регулирующие воспитательную деятельность в семье и обществе. Основными факторами народного воспитания являются природа, слово, игра, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример, идеал. Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы, методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть основами педагогического мастерства, чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействие с социумом.

Этнопедагогика - действенное направление в образовательном процессе. Ее средства столь разнообразны, что способны завладеть вниманием любого ребенка. В первую очередь к средствам воспитания относится общение. Дети в процессе этого учатся контактировать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Также общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя педагогу применять те или иные адекватные данной ситуации методы.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга. Это очень важно для нашего современного общества.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы., который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

Одним из эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем процессе.

Игра в жизни детей имеет огромное значение. Игривое отношение, игривость – это не только настроение, но и особое состояние души, которое влияет на характер. Дети начинают играть очень рано. Игра с матерью, играют с собственными пальцами., оставаясь один, играют с самим собой. Они при этом шаг за шагом познают себя. Игра – это удивительно богатая сфера деятельности детей. «Игры – это не простая забава, они имеют большое педагогическое и психологическое значение в гармоническом развитии личности ребенка»,- писал профессор, доктор педагогических наук В. Ф. Афанасьев.

Дошкольное детство- короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.

Среда развития ребенка- это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых- от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

В организации предметно-развивающей среды стремимся придерживаться принципов, которые позволяют оставаться ей составной частью развивающей среды дошкольного детства. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная насыщенная предметно-развивающая среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом своего народа. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Во время игры со взрослыми и со сверстниками дети проявляют активность и инициативу, чувствуют уверенность в себе. Игровые комплекты и пособия подсказывают детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяют развивать инициативу детей, двигательную активность, во время игры обогащается словарный запас, развивается разговорная речь. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность. Игровой материал помещен в специальный мешок. Дети переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Стремимся, чтобы окружающая среда являлась развивающей, помогала ребенку осваивать генетические задачи возраста - вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом берем как ее содержательную, так и эстетическую стороны. Безопасность предметно- пространственной среды- соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В настоящее время популярностью стали пользоваться игрушки из экологически чистых и полностью безопасных материалов. Речь идет об игрушках из дерева. Как показала практика, им дети радуются гораздо больше, чем всем остальным вариантам. У деревянных игрушек имеется масса неоспоримых преимуществ перед игрушками, выполненных из других материалов. Перечислим все плюсы деревянных игрушек: экологическая чистота, безопасность, высокое качество изготовления, долговечность. Изделия из дерева позволяют ребенку не только отлично развлечься, но и почувствовать некоторое единение с природой. Именно такие изделия гарантированно доставляют удовольствие детям – мальчикам и девочкам. Играя деревянными игрушками, дети быстрее смогут познакомиться с реальным миром, который их окружает, и, конечно, эта продукция просто великолепная на ощупь и способствует развитию показателей мелкой моторики.

Чтобы приобщить детей к традициям, культуре, быту народа саха, как региональный компонент, в нашем детском саду создаем предметно-пространственную среду. Пособия, игрушки из дерева и бересты, вязаные и тряпичные куклы изготовлены при помощи родителей.

В центре «Олонхо дойдута» имеются:

- «Театр кукол олонхо» - вязаные куклы-персонажи, три мира олонхо;

- «Аал луук мас»- священное дерево олонхо (конструктор из дерева) ;

- «Сэргэ» - коновязь (пирамида из дерева)

- «Ат суурдуутэ» - конные скачки (деревянная игрушка для развития мелкой моторики рук)

- «О5уруо тиЬиитэ» - нанизывание цветных деревянных бус.

- «Узоры нитью на берестяной посуде»

В центре «Национальные якутские игры» :

- «Чаачар саанан ытыы» - стрельба из лука

- «Туу мээчик» - мячи сделанные из конских волос

- «Кириэс тэбии» -прыжки «Крест» - прыжки на двух ногах (на одной ноге) не касаясь креста

- «Ойбонтон уулааЬын» - игра «Водопей»

-«Хомуур курэх» - игра «Быстрые кубики»

- «Ат суурдуутэ» - «конные скачки»

В центре «Якутские настольные игры» имеются:

• Хабылык

• Куерчэх эргитии

• Сонор

«Тырыынка»

«Куугунэй»

Комплект «Сенокос»

«Изгородь» - куруе

• Коса (Хотуур)

• Грабли (Кыраабыл)

• Вилы (Атырдьах, уербэ)

• Лодка (Тыы)

• Весла (Эрдии)

• Сеть (Илим)

• Караси (Соболор)

• Оллоон (костер)

С помощью родителей изготовлен игровой комплект из дерева «На сенокосе». В комплекте:

«Изгородь»

Описание: конструктор из дерева состоит из 7 частей: основание, 3 столба, 3 жерди. Размер: 250 см. х 100 см.

Цель: - дать детям представление о назначении изгороди на сенокосе;

- обогащение словарного запаса, развитие разговорной речи;

- прививать умения и навыки стройки модели изгороди;

- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, моделирование ;

- формировать трудовые умения и навыки.

Методические рекомендации: мальчики собирают изгородь-конструктор по частям. Это пособие обучает детей знать о назначении изгороди на сенокосе, об умении строить изгородь. В летний сезон дети помогают взрослым на сенокосе и на практике расширяют полученные в детском саду знания, умения и навыки.

«Оночо»-«Лодка» конструктор.

Описание: конструктор из фанеры. Размер 120 см. х 50 см. Состоит из 7 частей, 1 весло. В комплекте имеется сеть, рыбки-караси.

Цель:

-знакомить детей с рыбалкой – традиционным видом охоты предков,

- научить детей собирать и разбирать модель лодки,

- развивать мыслительные процессы: сравнение, анализ, моделирование ;

- воспитать бережное отношение к природе.

Методические рекомендации: Лодку собирают по частям мальчики. Дети узнают о том, как строится лодка, об ее назначении, о традиционном занятии предков – рыболовстве на озере. Развивает мышление, память, моделирование, трудовые навыки.

Во время игры со взрослыми и со сверстниками дети проявляют активность и инициативу, чувствуют уверенность в себе. Игровые комплекты и пособия подсказывают детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяют развивать инициативу детей, двигательную активность, во время игры обогащается словарный запас, развивается разговорная речь. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность. Игровой материал помещен в специальный мешок. Дети переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Эти центры помогают развивать пространственное мышление, совершенствовать навыки работы по заданной схеме, модели, формированию мыслительных процессов (сравнение, анализ, направлены на знакомство с предметным миром и трудом взрослых. Атрибуты помогающие отобразить социальный быт: орудия труда, помогают развитию игрового опыта каждого ребенка; воспитанию коммуникативных навыков, желанию объединиться, воспитывать дружеские отношения для совместной игры, развитию творческого воображения, фантазии; закреплению в игре примеров социального, речевого поведения; взаимоотношения со сверстниками и взрослыми., воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

В такой национальной развивающей среде дети непринужденно знакомятся с традициями, культурой, бытом и фольклором народа саха. Они слушают сказки, народные песни, тойук, осуохай, проводятся фольклорные праздники, соревнования по национальным спортивным и настольным играм. Во время сезонных прогулок, экскурсий дети участвуют в наблюдении и исследовательской работе. Благодаря этому наши воспитанники расширяют свои интересы и активно, результативно участвуют в улусных научно-практических конференциях. В 2014 году воспитанник подготовительной группы Саян Павлов выступил с докладом по теме «Ысыах – национальный праздник народа саха», в 2017 году Нелли Анисимова выступила с докладом «Работа на сенокосе – самое долгожданное и ответственное время у якутов», Эдвард Николаев - по теме «Якутская мутовка из лего конструктора»

Мы считаем, что этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью воспитательного процесса в современном воспитании.

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1966г.

2. Этнопедагогические традиции в региональном образовании. ЯНЦ Сибирского отделения РАО, ЯГУ им. М. К. Аммосова, 2000 г.

3. Этнопедагогика. ПИ ЯГУ им. М. К. Аммосова, Якутск, 1999 г.

4. Чиряев К. С. Дьиэ кэргэн – омук биЬигэ. Дьокуускай, 1999.

5. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979.

6. Васильев П. К, Федоров И. Г. Ойуулаах тылдьыт. Дьокуускай, 1992.

7. Чемчуук саас. №3, 2009 .

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Посещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народаПосещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народа Посещение краеведческого музея! Музей — место, где встречаются настоящее и прошлое. У народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Детский.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Приобщение к культуре и традициям русского народа средствами театрализованной деятельности.Приобщение к культуре и традициям русского народа средствами театрализованной деятельности. овольно не просто объяснить детям, что такое русские традиции. Поэтому с начало, я решила познакомить с русскими фольклором: сказками,.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиции, быту и культуре своего народа»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 04:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД