МААМ-картинки

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

Евгения Егоркина
Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость усложнения и дополнения коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, такие как общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия. Кроме нарушения фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя, очень часто встречается искажение слоговой структуры слова, то есть искажение взаиморасположения и связи слогов в словах, которое удерживается в речи дошкольников дольше недостатков произношения отдельных звуков.

Публикация «Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Формирование правильной четкой речи имеет огромное значение для становления полноценной личности ребенка, овладения грамотой и дальнейшего обучения в школе.

Этим определяется актуальность работы по исправлению слоговой структуры слова.

Для становления в речи слоговой структуры слова является значимым такой неречевой процесс, как темпо-ритмическая организация движений и действий. Использование на каждом индивидуальном, подгрупповом и фронтальном занятиях игр и упражнений на развитие чувства ритма и темпа формирует у детей умения произносить слоги, слова и предложения и координирует речь с движением.

Разработанная система заданий по исправлению слоговой структуры слова, используемых, как элемент каждого занятия, определяет новизну данной коррекционной работы.

Игры и упражнения объединены в 3 блока.

I БЛОК Упражнения на развитие возможностей восприятия лексических единиц

II БЛОК Упражнения на развитие умения проговаривать изолированные лексические единицы (звука, слога, слова)

III БЛОК Упражнения на развитие навыка произношения словосочетаний и предложений с использованием слов различной слоговой структуры

I БЛОК включает целый цикл следующих упражнений и игр.

1. Упражнения на соотнесение и различение силы звучания языковой единицы; длины языковой единицы.

2. Упражнения на соотнесение и анализ последовательностей языковых единиц по количественному составу, порядку их следования, темпу и ритму.

3. Упражнения на определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух.

4. Упражнения на угадывание нормативного слова.

Например, игра на соотнесение и различение звучания языковой единицы – «Будильники – снежинки» : произносятся слова громким и тихим голосом, а дети поднимают соответствующие картинки (громко – Будильник, тихо – Снежинка).

II БЛОК состоит из следующих видов игр и упражнений.

1. Упражнения на воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц (повторение за педагогом, называние слов по картинкам).

2. Упражнения на воспроизведение заданного количества языковых единиц (с учетом порядка их следования, темпа ритма).

3. Упражнения на проговаривание конечного и начального элемента слова с опорой на предметные картинки и без них.

4. Упражнения с использованием слоговых трансформаций в слове.

Например, игра на воспроизведение предлагаемых образцов языковых единиц – «Назови картинку» : произносятся слова определенной слоговой структуры.

III БЛОК содержит следующие игры и упражнения.

1. Упражнения по произнесению серий языковых единиц и оценка правильности на основе слухового восприятия и зрительно (схемы).

2. Упражнения по составлению и проговариванию заданного словосочетания, осложненные заданиями на развитие грамматического строя речи.

3. Упражнения на проговаривание отельных фраз в стихотворных строках, целых стихов.

4. Упражнения на проговаривание предложений, осложненные хлопками, шлепками, шагами и т. д.

Например, упражнение по произнесению серий языковых единиц и оценка правильности на основе слухового восприятия и зрительно (схемы). – «Подбери картинку» : произносятся слова определенной слоговой структуры, определяется количество слогов в слове и подбирается соответствующая схеме картинка.

Для выявления результатов эффективности работы по исправлению слоговой структуры слова у детей было предложено такое задание как проговаривание слов I - XIV типов слоговой структуры по картинкам. На каждый тип слоговой структуры было подобрано 6 картинок с изображением предметов. Проанализировав полученные результаты на начало и конец учебного года можно сделать вывод, что предложенная коррекционная работа способствует повышению произношения сложных по слоговому составу слов, что в свою очередь способствует улучшению произношения в целом. Произношение у детей, с которыми проводилась работа, улучшилось на 87%.

Таким образом, использование игр и упражнений по исправлению слоговой структуры слова, включаемых в каждое занятие, как его элемент, способствует выработке у детей устойчивых высоких произносительных умений и стабильный результат при оптимальной затрате сил и времени в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Формирование слоговой структуры у детей с тяжёлыми нарушениями речи путём наращивания слогов. Работая логопедом много лет, я заметила, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Методики обследования слоговой структуры слова 1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е. Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Речь человека, как психическая функция, имеет тесную взаимосвязь с языком, является средством выражения норм языка и его законов. Мельчайшей.

Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх Известно, что основными функциями речи являются ком-муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи.

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 11:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД