Папки-передвижки

Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Балакирева Татьяна
Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Воспитатель МДОУ «Детский сад №116

комбинированного вида» Балакирева Т. М.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Симонов К. М.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Национальная культура – это тот багаж знаний, опыта, накопленный целым народом за многие поколения. Он пополняется непрерывно, обогащается через интеграцию образования и искусства в жизнь каждого человека. Сохранить и приумножить его – задача каждого человека. Это сохранение начинается с малых лет и проносится через всю жизнь, чтобы быть переданным следующему поколению.

Публикация «Инновационный опыт „Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.

В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренно сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя – это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот процесс жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность моих исследований в том, что знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через приобщение к родному наследию.

В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. И я также строю образовательный процесс в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Важно продумать, что можно показать в ближайшем окружении и о чём рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитание базовой культуры личности ребёнка.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе, в частности знания о музеях города. Я вынуждена констатировать факт, что у детей отсутствуют представления краеведческого характера, они не могут объяснить, что такое музей, экспонат, с какими событиями связаны памятные места т. д. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Именно поэтому, цель моего опыта работы– воспитать любовь к большой и малой Родине, к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре своего края.

Объектом опыта является установить влияние национальной культуры на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет опыта - особенности взаимодействия с родителями в процессе развития представлений у детей дошкольного возраста о родном городе через ознакомление с историей и культурой малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу национальной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознание патриотических чувств, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель опыта достигается посредством решения следующих задач:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского и мордовского фольклоров.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитать чувство гордости и любви к Родине, к родной республике, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

3. Теоретическая база опыта.

Обзор методической и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что корни данной проблемы уходят в советскую педагогику, где над этими вопросами работали в рамках интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания : В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Т. И. Богомолова, С. А. Козлова и другие.

В современной педагогике появились новые подходы к данной проблеме. Современные исследования содержат отдельные стороны ознакомления детей с малой Родиной, раскрывают методы и приемы работы, отображающие региональные особенности.

По словам Н. Г. Пантелеевой, задача работы воспитателя с дошкольниками в процессе формирования представлений о малой родине — раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли.

Для изучения опыта я использовала следующие пособия:

1. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.

В пособии представлена работа по воспитанию в детях дошкольного возраста чувства любви к родному городу и родной стране. Работа распределена в данном пособии понедельно с учетом дидактических целей и возраста детей. Книга предназначена для воспитателей детский садов.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении,освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

4. С чего начинается родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кодрыкинская.

В сборнике представлены материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы". Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура" и др. Книга адресована воспитателям и методистам детских садов.

5. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова.

В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

6. О. И. Бурляева, Региональный модуль «Мы в Мордовии живем». – Саранск Морд. кн. изд-во, 2015 г.

Материалы пособия отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Система работы по патриотическому воспитанию включает следующие направления:

1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

В группе мною были проведены беседы на различные тематики («Народный костюм», «Прошлое вещей» и т. д.). Вместе с детьми мы посещали мини-музей, рассматривали экспонаты. Также я проводила занятия рисования и аппликации по мотивам мордовской вышивки.

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

В группе проводились тематические праздники и развлечения, посвященные Мордовской кухне, Масленице, Пасхе. Вместе с детьми были изготовлены открытки к празднику 9 Мая и показан праздничный концерт, изготовление дидактической игры «Промышленность Мордовии».

Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, применяемые мной:

- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций, эвристический (частично поисковый) метод (показ сказки «Как собака друга искала» для младших групп);

- метод моделирования (беседы «А что если-бы…»;

- социо - игровые технологии (сюжетно-ролевые игры);

- игровой метод (сюжетно-ролевые и дидактические игры);

- метод практических действий (аппликация «Мордовское полотенце», рисование «Мордовская рубаха»);

- наглядный (посещение мини-музея, рассматривание альбомов, слушание музыки, знакомство с геральдикой).

5. Анализ результативности.

Итоговая диагностика по применению нравственно - патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре при работе с дошкольниками показала :

1. У детей повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру.

2. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, его культуре.

3. В детском саду выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

4. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках.

С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими педагогами – практиками в работе.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей своего города или поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Недостаточность разработанного методического материала по решению проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств через приобщение ребенка к национальной культуру родного края с трудом позволяет решать поставленные задачи. Отсутствие литературы по данной тематике для детей дошкольного возраста вызвало необходимость адаптирования более сложной информации для детей школьного возраста.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы могут использовать воспитатели детей дошкольного возраста, которые работают по проблеме воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Опыт обобщен и расположен на сайте детского сада.

Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм, как мы знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»Опыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Консультация для родителей «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. (Из опыта работы музыкального руководителя Харитоновой М. С. МАДОУ №10.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Д. С. Лихачев Актуальность. События последнего.

Опыт работы старшего воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ» Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ" Чувство Родины. Оно начинается.

«Все начинается с Детства!» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Что такое чувство патриотизма? Оно не может быть определено несколькими словами, так как оно многогранно по содержанию, и не может быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 21 июля 2019 в 18:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД