Папки-передвижки

Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте

Наталья Орехова
Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Аленький цветочек»

Принято на заседании Утверждаю:

педагогического совета Заведующий МБДОУ

от 31.09.2016г. ---И. В. Первухина

Программа саморазвития

Тема: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте».

Воспитатель:

Н. М. Орехова

2016 -2018г. г.

План работы по самообразованию.

Публикация «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

1. Тема самообразования: «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей»

2. Работа начата 01.09.2016 года

3. Предполагается закончить 30.05.2018 года

4. Актуальность темы: Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Нарушение мелкой моторики у дошкольников затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная и художественно-продуктивная деятельность. Это побудило меня заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников через использование нетрадиционных технологий во время художественной деятельности. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных технологий сохраняется благодаря

особенностям их использования : новизна обстановки, как фактор удержания внимания, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник;

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работа начинается постепенно, как принято «от простого к сложному», по китайской

пословице «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!» Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста

детей. Художественно – продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к световосприятию

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности посредством проведения занимательных занятий с детьми по художественной деятельности с использованием нетрадиционных технологий.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Развивать ассоциативное мышление, любознательность и наблюдательность;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Планируемый результат:

Научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.

Посещение РОД у воспитателей своего ДОУ.

Самоанализ и самооценка РОД в своей группе.

Этапы реализации плана по самообразованию:

I. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме (сентябрь).

II. Изучение состояния избранной проблемы в практической работе ДОУ с позиции теории вопроса. Проблема: некоторые дети отказываются рисовать. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной деятельности у детей ещё слабо развиты,

формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Поэтому я решила изучить нетрадиционные технологии и вселить в детей уверенность в своём умении, побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать

маленькими художниками и творить чудеса.

III. Перспективное планирование собственной деятельности по самообразованию.

IV. Опытно – экспериментальный (советы, рекомендации в

родительский уголок).

Самообразования (оформление выставки).

V. Рефлексия (подведение итогов, написание отчета о проделанной работе).

Методические рекомендации:

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы проведения:

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :

тычок жесткой полусухой кистью.

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками

рисование мятой бумагой;

монотипия пейзажная;

монотипия предметная;

пластилинография.

Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.

Практический выход:

Выставка детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Презентация «Нетрадиционные техники рисования». Фото отчёт.

Форма отчета по проделанной работе: доклад, презентация потеме.

Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

Перспективное планирование художественной деятельности с использованием нетрадиционных технологий :

№ Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход

1 Теоретический Сентябрь 2016г. -Февраль 2017г. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы. Аннотация литературы по технике :

*Тычок жесткой полусухой кистью.

*Рисование ладошкой.

*Отпечатки листьев.

*Точечный рисунок.

*Оттиск смятой бумагой.

*Пластилинография.

*Метод монотипии.

*Монотипия предметная

2 Практический Март 2017г. – Апрель 2018г. Работа с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, консультации. Распространение материала на уровне ДОУ.

3 Итог Май 2017г.

Май 2018г. Оформление работы по теме самообразования. Выставка детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Презентация «Нетрадиционные техники рисования». Фото отчёт.

Содержание работы Сроки Примечание

Изучение методической литературы Сентябрь-Май Литература:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».

2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5. Анке Шмид «Детское творчество»,Москва, изд-во «Мой мир» 2007г.

Работа с детьми Апрель 2017г.

Апрель 2018г. Коллективная работа

Выставка детских рисунков для родителей

Работа с родителями

Январь 2017г.

Апрель 2017г.

Апрель 2018г. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Семейный конкурс «Рисуем с мамой».

Семейное творчество детей и родителей.

Самореализация Май 2017г.

Май 2018г.

Выставка детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Презентация «Нетрадиционные техники рисования». Фото отчёт.

Тема РОД на 2016-2017 учебный год Месяц Техника выполнения

«Белочка» Октябрь 2016г.

Тычок жесткой полусухой кистью.

«Морские обитатели»

Ноябрь 2016.

Рисование ладошкой

«Снеговик»

Декабрь 2016г.

Тычок жесткой полусухой кистью.

«Бабочка»

Январь 2017г.

Точечный рисунок ватными палочками.

«Рыжий кот» Февраль 2017г.

Оттиск смятой бумагой

«Открытка для мамы»

Март 2017г.

Пластилинография

«Цветы в вазе»

Апрель 2017г.

Монотипия предметная

«Картина про лето» Май 2017г. Монотипия пейзажная

Тема РОД на 2017-2018 учебный год Месяц Техника выполнения

«Осень в лесу» Октябрь 2017г. Отпечатки листьев.

«Лебедь на пруду»

Ноябрь 2017г. Рисование ладошкой

«Зимний лес» Декабрь 2017г. Отпечатки листьев.

«Зимняя рябина» Январь 2018г. Точечный рисунок ватными палочками.

«Ёжик» Февраль2018г. Оттиск смятой бумагой

«Рыбки в аквариуме» Март 2018г. Пластилинография

«Дерево» Апрель 2018г. Монотипия предметная

«Картина про лето» Май 2018г. Монотипия пейзажная

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Пластилинография.

Пластилинография- нетрадиционная техника работы с пластилином. Это рисунок с помощью пластилина. Когда главные герои и декорации не нарисованы, а вылеплены, либо объемными фигурками являются лишь некоторые элементы композиции.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования

каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Публикации по теме:

Анализ познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте мы используем познавательно-исследовательскую деятельность с целью развития детей. Так как дети нашей группы.

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Досуговая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Чем занять детей в детском саду в вечернее время?Досуговая деятельность в старшем дошкольном возрасте. Чем занять детей в детском саду в вечернее время? В ходе проведения режимных моментов и всего воспитательно-образовательного процесса, особое место занимает время свободной деятельности.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по программе «Миры детства» Прохорова Екатерина.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте.Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте. В игре детей есть часто смысл глубокий. И. Ф. Шиллер. Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания и развития старших дошкольников.

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностей.

Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 18:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных технологий в художественной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Орехова (УИ 790177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД