Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»

Елена Головина
Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»

Тема: Конспект по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»

Выполнил: Головина Елена Анатольевна

Содержание.

1. Цель…. 3

2. Задачи…3

3. Предварительная работа…. 3

4. Беседа…3

5. Материал и оборудование…. 3

6. Структура и содержание НОД…4

7. Приложение 1…. 9

8. Приложение 2….12

9. Список литературы….14

Тема. Конспект по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»

1. Цель: представление взаимодействия педагогов, через интеграцию образовательных областей художественно – эстетического (музыкального) развития и речевого развития, в соответствии с новыми стандартами дошкольного образования.

2. Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с произведениями композиторов – классиков; детских писателей;

- формировать умение слушать музыкальные произведения, соотносить их с литературными образами для наиболее полного понимания и описания литературного героя;

- формировать навыки связной речи, закреплять и расширять словарный запас детей через пересказ сказок; разучивания текста песен, закрепления музыкальных терминов;

Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и литературные произведения разного характера и содержания;

- развивать образное мышление, фантазию, умение передавать образы в движении, в речи;

Воспитательные:

- приобщать детей к классической музыке; литературе;

- воспитывать культуру общения во взаимодействии с педагогом и со сверстниками; музыкальную культуру,

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.

3. Предварительная работа: чтение сказок: «Гадкий утёнок», «Царевна Лягушка», «Приключения Буратино», «Три поросёнка», «Золушка», «Спящая красавица» - рассматривание иллюстраций.

4. Беседа: «Морское путешествие», просмотр слайд – шоу, на морскую тематику. Рисование героев сказок. Разучивание музыкально – ритмического упражнения «Веселые обезьянки», физкультминутки: «Мы команда моряков».

5. Материал и оборудование: макет корабля; мультимедийные презентации: «Письмо Русалочки», «Спящее королевство», «Баба Яга»; цветок со съемными лепестками (5 штук); сюжетные картинки - коллажи, для составления последовательности событий и рассказывания сказок; подарки – ракушки в подарок каждому ребёнку, музыкальное сопровождение.

6. Структура и содержание НОД:

Звучит музыка, в музыкальный зал заходит подгруппа детей с воспитателем, музыкальный руководитель находится в музыкальном зале.

М. р. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы пришли, я вас с нетерпением ждала, у меня для вас важная новость! Нам пришло письмо!

Включается видео обращение Русалочки: «Здравствуйте, ребята, я – Русалочка, вы меня узнали? Я много хорошего слышала про вас: вы очень добрые и отзывчивые ребята, и поэтому, решила обратиться за помощью именно к вам. Вчера на наш остров налетел злой волшебник Ураган, украл мой волшебный цветок и разбросал его лепестки по дальним островам. Дорогие ребята, помогите мне вернуть лепестки моего волшебного цветка, их было пять. Для того чтобы попасть на эти дальние острова и отыскать их, вам придётся отправиться в морское путешествие на корабле, но он заколдован. Чтобы его расколдовать, вам нужно отгадать загадки. Корабль расколдуется, и вы оправитесь в увлекательное путешествие, на поиски лепестков. Удачи вам ребята, надеюсь, вы справитесь, поможете мне. До скорой встречи, буду ждать вас в своём царстве».

Восп.: Ребята хотите, а вы хотите помочь Русалочке, и отправиться в увлекательное путешествие? Что нам нужно сделать, прежде чем отправиться в путешествие? О чём нас попросила Русалочка? Молодцы!

М. р: Правильно, друзья, сначала нам нужно попасть на корабль, но как, Русалочка сказала, что он заколдован, что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

Восп: Ребята, а вы, сможете отгадать морские загадки? Тогда слушайте внимательно:

Полосатая рубашка,

Называется…. (тельняшка)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот…. (матрос)

Все моря и океан

Покорил наш…. (капитан)

От страны своей вдали

Ходят в море….(корабли)

Плещут волны на просторе,

Берегов не видно…. (в море)

Звучит волшебная музыка, корабль расколдован, воспитатель снимает ткань с корабля, дети подходят к кораблю…

Восп: Посмотрите, какой красивый корабль, хотите на нём отправиться в путешествие?

М. р. Но чтобы отправиться в путешествие нам не достаточно просто стать моряками, нам важно стать одной крепкой, дружной командой, так как в путешествии нас могут подстерегать разные опасности и трудности и справиться, можно будет, только общими усилиями… Вы справитесь?

Дети: Да!

Восп: Тогда надевайте морские воротнички и повторяйте за мной:

Мы команда моряков (маршируют)

Не боимся мы штормов, (движения руками «Плывем» от себя)

Море пусть бушует рьяно (волна к себе)

Мы на вахте постоянно, (руки по швам и отдать честь)

Звучит торжественная музыка.

Восп: Готовы, отправляемся навстречу приключениям, отправляемся! Отдать швартовый! В путь! Назначить одного ребёнка капитаном. Во время этих слов воспитатель с детьми заходит в корабль, и выполняют движения, плывут на корабле.

Восп: Внимание, (делает движение «бинокль») вижу остров. Причаливаем! Дети и воспитатель в корабле.

1 остров – развитие речи, «Лебедей»:

Восп: Ребята, я вижу на этом острове очень интересную картину, по – моему это какая – то сказка, Полина посмотри, может ты кого – то узнаешь? Ребята, кто написал эту сказку? Как герои сказки поступили с маленьким утёнком? Посмотрите с чего начиналась эта сказка?

М. р. (в начале - музыкальная загадка) Ребята, сейчас прозвучат два музыкальных фрагмента, выберите тот, который подходит по настроению для начала этой сказки. Почему? Как вы думаете, помогла нам музыка прочувствовать настроение, печаль маленького лебедя?

Восп: А, что случилось с утёнком потом? И чем она закончилась? В кого превратился гадкий утёнок? Педагоги следят за полными ответами детей, во время беседы.

М. р. И вот он превратился в красивого лебедя, такого же красивого как в произведение «Лебедь» композитора К. Сен-Санса, которая звучит сейчас, давайте полюбуемся на него и послушаем музыку.

Звучит «Лебедь» К. Сен- Санса

Восп: Есть птица красивая очень на свете,

Название лебедь имеет она.

Не встретить прекраснее её на планете,

Она из чудесного будто – бы сна.

Ребята, так как называется эта сказка?

Восп: Молодцы, ребята, совершенно верно.

М. р: Ребята, как вы думаете, музыка помогла нам «нарисовать» музыкальный портрет? (ответы детей) Получайте свой первый лепесток.

Восп: Ну, что ребята, нас ждут новые приключения, отправляемся в путь!

Шум моря.

Восп: Внимание, вижу остров. Причаливаем!

Дети и воспитатель выходят из корабля.

Звучит колыбельная песня.

2 остров – музыкальный, «Спящего королевства»:

М. р. Ребята, давайте внимательно послушаем музыку. Скажите, пожалуйста, какая она по характеру? (спокойная, ласковая). Что вам хочется делать под эту музыку? Танцевать, петь, маршировать? Конечно, ее хочется петь, потому что в ней присутствуют….? Послушайте внимательно, о чем здесь поется? Как называются такие песни и для чего они нужны?

Фильм о спящем королевстве.

Восп: Ребята, по - моему мы попали в какое-то королевство.

После просмотра фильма

М. р: Ребята, что вы видели? Почему звучала колыбельная песня?

Восп: А в какой сказке, всё королевство уснуло на сто лет? (ответы детей).А кто должен был разбудить принцессу?

М. р: А среди нас есть принцы?Тогда мы не имеем права будить принцессу, споём им колыбельную песню.

Исполнение детьми колыбельной песни.

Ночь укрылась черным пледом,

Согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль

Из страны волшебных грез.

Ночь показывает сказки

И легенды старины:

Непослушным - в серых красках,

Милым - розовые сны.

Припев:

Закрывай принцесса глазки,

Баю баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки

Принц придет и за тобой.

Золоченая карета

Повезет тебя к мечте -

К встрече с утренним рассветом,

К ясной утренней звезде.

2. Оживают в старых книжках

Трубодуры, короли,

Вечно что-нибудь мальчишки

Ищут на краю земли.

И по свету принцы бродят

По селеньям и лесам,

И любовь свою находят,

Так как верят в чудеса.

Припев.

Закрывай принцесса глазки,

Баю баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки

Принц придет и за тобой.

Золоченая карета

Повезет тебя к мечте -

К встрече с утренним рассветом,

К ясной утренней звезде.

Восп: Ребята, мы заработали второй лепесток? Молодцы, ну а нам пора отправляться и продолжить наше увлекательное путешествие. Отдать швартовый, в путь!

Поплыли.

Дети заходят в корабль и выполняют движения под музыку.

Внимание, вижу остров. Причаливаем!

3 остров – развитие речи, «Остров Незнайки»: на полу лежит шляпа Незнайки.

Восп: Ребята посмотрите, кто-то шляпу потерял? А что вы знаете об этом герое? А где он жил? А чем любил заниматься? А кто были его друзья?

М. р.: Ну конечно, это Незнайка потерял шляпу, значит мы у него в гостях.

Восп: (на мольберте - коллажи: «Золотая рыбка и фея Крестная», «Змей Горыныч и Кощей Бессмертного», «Три поросенка дружат с Буратино».)

Ребята, что за странные картинки, что-то здесь не так, вы так не думаете?

Муз. рук: Да, действительно, Незнайка научился читать, прочитал много сказок, и они у него в голове все перепутались, надо ему помочь, поможем?

Восп: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться в сказках. Вот посмотрите на эту картинку, кого мы здесь видим? Из каких сказок эти герои?

Молодцы, правильно всё рассказали, теперь герои этих сказок больше не будут путаться в голове у Незнайки.

Молодцы, как много сказок вы знаете, помогли Незнайке. Ребята, а вам не кажется, что у героев на одной картинке есть что-то общее? (настроение, характер) Тогда отгадайте музыкальные загадки. Будет звучать музыка, а вы подойдете к той картинке, настроение и характер которой соответствует музыке.

(Дети поднимают маленькие картинки, соответствующие коллажам и характеру услышанной музыки).

М. р.: Молодцы! Получайте ещё один лепесток от волшебного цветка. Продолжаем наше путешествие!

Звучит шум волн

Включается веселая музыка.

Восп. Ребята, я вижу остров, с которого доносится очень веселая музыка, Сделаем остановку на этом острове? дети: Да!

4 остров: «Веселых обезьянок» (музыкальный):

М. р. Ребята, послушайте музыку и определите какое у нее настроение? Музыка, как мы знаем, всегда нам о чем-то рассказывает и кого-то «рисует» с помощью звуков, подумайте, какого героя рисует нам эта музыка? А какие обезьянки? Расскажите и покажите. Да, конечно, они веселые, заводные, задорные. Чтобы точно убедиться, кто живет на этом острове, нам нужно отгадать загадку:

Строит, рожицы, играет,

На деревья залезает.

Длиннорукая, смешная

И проказница такая!

Жить не может без банана…

Кто же это?. (обезьяна)

А может под эту музыку что-то хочется делать? Ну, конечно же, танцевать!

Молодцы, тогда веселые обезьянки приглашают вас танцевать.

Танец обезьянок.

М. р. Молодцы, ребята, как вы думаете, мы справились с заданием на этом острове? За это нам обезьянки возвращают четвертый волшебный лепесток для цветка Русалочки.

Восп: Ну что, ребята, повеселились на этом острове, тогда отправляемся в путь, навстречу новым приключениям?

Восп: Ребята, мы уже с вами выполнили много заданий, посмотрите, сколько лепестков мы собрали? Значит, нам осталось посетить еще один остров, т. к. Русалочка сказала, что в ее цветке пять лепестков. Ребята, вы хотите получить последний лепесток? Тогда в путь!

Шум моря, все в корабле.

Восп. Вижу остров! Звучит музыка П. И. Чайковского «Баба Яга» Ой, ребята, что – то не нравится мне эта музыка, мне становится страшно, давайте выйдем с корабля, но постоим в сторонке.

5 остров – музыкальный, «Остров Бабы Яги»,включается музыка.

М. р.: Ребята, давайте внимательно послушаем музыку, что она нам подсказывает, кто живет на этом острове? Добрый герой или злой?

Восп. Ребята, давайте пофантазируем, как Баба Яга проводит свой день?

Придумывание.

М. р. Ребята, а хотите посмотреть, чем Баба Яга сейчас занимается?

Видеопрезентация.

Ой, какая Баба Яга злая, никто ее не любит и все ее боятся, как хорошо, что она улетела!

М. р. Ребята, посмотрите, она лепесток от волшебного цветка обронила.

Заберем его.

Восп: Вот мы и собрали все лепестки. Нужно сложить цветок и вернуть его Русалочке.

Появляется на экране Русалочка: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада, вас видеть. Молодцы, вы добрались до моего царства, преодолели все препятствия и собрали все лепестки моего волшебного цветка. Спасибо вам большое!

М. р. Ребята, мы сегодня молодцы, мы настоящая команда!

Восп. Понравилось ли вам путешествие? Какие задания были для вас самыми трудными? А какие были лёгким? Что было самым интересным?

М. р. Ребята, скажите, для чего нужна музыка в сказках? Помогала она нам понять героев сказок или нет?

М. р. На этом наше путешествие закончилась и Русалочка в знак благодарности дарит вам волшебные ракушки.

Приложение: 1

Список литературы.

1. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» учебное пособие. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – 1997, 606 с.

2. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -288 с.

3. http://detochki-doma.ru/kolyibelnyie-dlya-dochki/

4. www.musichil dren.com/2009/04/swan-saint-saens.htme

5. http://nlib.org.ua/download/Баба-Яга

Публикации по теме:

Из опыта работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Сегодня мы представим наш опыт работы по речевому развитию детей старшего возраста. Уже несколько лет мы с детьми снимаем видео ролики,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Музыка хорошего настроения» Музыкальный руководитель: Петрова С. Ю. Оборудование: Экран, проектор, презентация «Музыка хорошего настроения» (созданная самостоятельно).

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»
Опубликовано: 19 июля 2018 в 10:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...
Сценарий проведения мастер — класса «Фруктовый микс» в ДОУ
Сценарий проведения мастер – класса «Фруктовый микс» в ДОУ - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне( нет...
Сценарий праздника «День бантика»
«День бантика» Утренник, посвященный 8 Марта в разновозрастной группе. Цель. Создать веселое, праздничное настроение у детей и взрослых, дружеской...
Стенгазета «Яблочный рай — Чебоксары!»
Православные верующие отмечают 19 августа – Яблочный Спас. Праздник является одним из первых праздников урожая. Яблочный спас означает наступление осени и...