Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Юлия Погорелова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Лунный гость»

Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Оборудование: Игрушка Лунтик, модель для придумывания загадок, картинки: самовар, меда, очки, ромашка.

Ход ОДД:

- У нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.

Дети: Это птица?

- Нет, это не птица

Дети: Может это насекомое?

- Нет, это не насекомое

Дети: Может это какой-то зверек?

- Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Знают, любят малыши. (Лунтик)

- Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился? (Упал с луны).

- А каким образом еще мог у нас появиться? (прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д).

- А если прилететь, то на чем? (На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.)

- Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку (самовар, мед, цветок ромашка, очки) (да)

Вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Желтый.

Записываю слово желтый в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Прошу детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Желтый

Солнце

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Желтый

Яркое солнце

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". («записываю результат для Лунтика»)

- А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»

Подвижная игра «Разбежались!»

Правила игры

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Стою перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.

Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.

Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево, предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет, делящие детей на число групп больше двух

(«Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных).

Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра проводиться в быстром темпе на выбывание.

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по математике и развитию речи с использованием приемов ТРИЗ в подготовительной группе Задачи: Развивать у детей логическое мышление, воображение, смекалку, умение рассуждать и делать выводы; продолжать учить детей рассказывать.

Итоговое занятие по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа) Итоговое занятие по развитию речи (связная речь) с использованием ТРИЗ - технологии (средняя группа) Цель. Активизировать мышление детей,.

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ. Тема: «В гости к Зимушке-Зиме» Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» Цель: решение задач развития.

Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники в старшей группе «Письмо белому медведю» Конспект НОД по развитию речи с применением инновационных технологий в старше группе: «Письмо белому медведю» Цель: показать знания и умения.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Осень» по технологии ОТСМ-ТРИЗ Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологии ТРИЗ на тему «Транспорт» Цель: Освоение способов познавательной деятельности. Задачи: - Расширить знания детей о видах транспорта. - Активизировать словарь: транспорт.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок» (с использованием ТРИЗ приемов) Цель: - закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; - активизировать словарный запас детей;.

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием ИКТ, ОТСМ-ТРИЗ технологии «В стране геометрических фигур» Цель: Формировать основы инженерного мышления с использованием матриц, ИКТ, ОТСМ – ТРИЗ технологии. Задачи: Закрепить и систематизировать.

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Кисть рябинки, гроздь калинки». Задачи: Образовательные: • Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок.

Математика в старшей группе «Пространственные отношения» с использованием технологии ТРИЗ Цель: Формирование у детей навыков ориентировки в пространстве. Задачи: Совершенствовать умение работать с картой. Закрепить знания признака.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 16:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...