МААМ-картинки

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками

Татьяна Скрягина
Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область : речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Тема: «Маленькие волонтеры»

Основные цели: Цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.

Задачи: Развивать умение детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру.

Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания: зачин, событие, микротема (описание, завершение.

Публикация «Конспект „Маленькие волонтеры“ образовательная ситуация с дошкольниками» размещена в разделах

Формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления.

Способствовать проявлению у детей гуманно-ценностного отношения к животным.

Воспитывать культуру речевого общения.

Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный: видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста объявления, фотография собаки.

Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста объявления, листы для объявлений, ручки.

Краткая аннотация к работе: Социальная ситуация развития дошкольника усложняется и дифференцируется. Современное общество требует полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Система современного российского дошкольного образования переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности ребенка.

В организации данной образовательной ситуации представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода в развитии устной речи детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование позволяет овладеть ребенку основными речевыми способами деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача:

1) мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;

2) познакомить детей с организацией, занимающейся защитой животных;

3) способствовать обогащению словарного запаса детей (волонтер);

4) показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Дети, вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседа-охотника пропала собака?

- Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из общества защиты животных "Приют надежды", который находится в Вологде. Туда ее привел мужчина, который нашел собаку на станции вблизи Вологды. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с хозяином.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах для животных?

- Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или брошенные собаки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также ищут для них хозяев.

- В интернете я нашла репортаж об этой организации. (просмотр видеоролика)

- Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.

- Как вы думаете, кто такие волонтеры?

- Волонтеры-это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев.

- А вы бы хотели оказать помощь питомцам этого приюта?

- Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Приют надежды» и узнала, как мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев.

- Дети, вы хотите помочь составить объявления?

- Вы сможете это сделать?

- На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже выслали фото собак. Сейчас я позвоню секретарю и попрошу распечатать фотографии.

- Алло, здравствуйте Марина Александровна. Вас беспокоит воспитатель Ларичева Ольга Александровна. На электронную почту нашего детского сада из организации «Приют надежды» для детей нашей группы пришли фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо, будем ждать.

2. Актуализация

Дидактическая задача: активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.

- Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в работе волонтёра.

«Назови слова-признаки».

Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.

- Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).

- Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).

- Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).

- Окрас (рыжий, светлый, пятнистый).

- Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).

- Хвост (прямой, закрученный, длинный, короткий).

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представления о структуре объявления;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

- Пока Марина Александровна распечатывает нам фотографии, давайте попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той фотографии, что у меня уже есть.

Я внимательно слушаю ваши варианты.

- Вы знаете я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не получилось.

- Смогли вы правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.)

- Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1)сформировать опыт рассуждений, формулирования простейших умозаключений;

2)развивать умение детей анализировать структуру предложенного им высказывания;

3)формировать элементарное осознание структурной организации текста объявления.

-Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу)

- У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.

1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Любе.

- Как вы думаете, помогло это объявление вернуть кошку девочке Любе? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Любы.)

2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 3-11-15.

- Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)

3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 31-86-35.

- Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему? (Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)

Вывод: существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план-схему составления текста объявления) :

1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление) – значок «молния»;

2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) - «восклицательный» знак;

3) описание собаки - знак «силуэт собаки»;

4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

1)упражнять в умении детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание, соблюдая их структуру;

2)упражнять в печатании цифр в клеточках;

3)упражнять детей в умении правильно обратиться к взрослому с просьбой.

- Пока мы с вами играли и читали объявления, я вижу, Марина Александровна принесла нам фотографии.

Предлагаю детям выбрать фотографию.

- Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из «Приюта надежды» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В его нижней части выделено место для записи телефона (показываю, но телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше объявление будет готово, этот номер необходимо по образцу напечатать в пустых клетках ещё несколько раз.

- Ребята, у нас есть небольшая проблема я не смогу записать все тексты объявлений. Это займёт много времени и мы можем опоздать на прогулку.

- Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления?

Обращаю внимание на гостей. Предлагаю детям подойти к взрослым и попросить у них помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен в работе волонтёра, особенно при обращении за помощью к взрослому (поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами (прошу вас, если вам не трудно, поблагодарите за помощь.)

Индивидуальное составление текста объявления по смоделированному плану.

-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)

- Сегодня вечером мы с вами прочитаем все остальные объявления и отправим в приют, а сотрудники распространят их по разным городам и поселкам.

6. Осмысление

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

- В роли кого мы сегодня были?

- Что мы делали как волонтеры?

- Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо, умеем печатать цифры).

- Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.

Комментарии к сценарию.

Данное мероприятие разрабатывалось как открытое, в рамках работы МО по теме «Технология деятельностного метода как основа проектирования и организации образовательного процесса в программе «Мир открытий». Это повлияло на разработку сценария образовательной ситуации, в частности на привлечение «гостей мероприятия» к записи детских объявлений (п. 5 Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка)

Основная цель данного мероприятия обозначена исходя из целевых ориентиров дошкольного образования, которые представлены в ФГОС дошкольного образования. Постановка задач предполагала учет реальных условий деятельности, возможностей детей, программных требований. Образовательная ситуация реализовывалась с учетом системы дидактических принципов деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности обеспечивался за счет двигательной активности детей на протяжении всей деятельности (игры, переходы, ярко выраженного интереса к теме образовательной ситуации, рационально оборудованного рабочего места детей и воспитателя, отсутствия утомляемости у детей на этапе осмысления;

-принцип деятельности реализован путем получения детьми информации о структуре текста объявления через самостоятельное открытие при помощи анализа представленных объявлений и определении наиболее удачного варианта;

-принцип минимакса прослеживался в момент, когда каждый ребенок составлял текст объявления в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;

-принцип непрерывности обеспечивался деятельностным подходом, формированием предпосылок универсальных учебных действий;

-принцип творчества реализован при составлении описательного рассказа о собаке.

В основу организации образовательной ситуации положена технология деятельностного метода. В ходе ее были созданы условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, т. е. была обозначена «детская цель» - помочь составить текст объявления. В рамках выбранного сюжета была создана проблемная ситуация : составить правильно текст объявления. В результате у детей возникло затруднение, которое они зафиксировали в речи: «Не смогли составить правильно текст объявления». С детьми обсуждались разные варианты разрешения проблемы и были созданы условия для практического освоения одного из них: придумать самим, а потом проверить себя по образцу. (зачитывались разные варианты текстов объявлений, выбор наиболее удачного, моделирование плана-схемы составления объявления). Включение нового знания в систему знаний ребенка было логичным (составление индивидуальных текстов объявлений). Дети с успехом применили новое знание при выполнении задания. В результате чего имела место ситуация успеха для каждого ребенка.

Использованная литература.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. - М. : Сфера, 2011.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»//Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.

Публикации по теме:

«Необычная тренировка» сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Cценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Необычная тренировка». Образовательная область: Познавательное развитие,.

Фотоотчет о работе с детьми ясельной группы «Маленькие Волонтеры»Фотоотчет о работе с детьми ясельной группы «Маленькие Волонтеры» Наступивший 2018 год – это Год добровольца и волонтера. А самые близкие нам- это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых.

Фотоотчет «Маленькие волонтеры»Фотоотчет «Маленькие волонтеры» 2018 год в Российской Федерации Указом Президента России объявлен Годом добровольца (волонтёра). В нашем детском саду под моим руководством.

Презентация «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят» 2 слайд. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной.

Образовательная ситуация «Ловкие и спортивные» Образовательная ситуация "Ловкие и спортивные" Цель: накопление первичных представлений о соревновании и приобщение к спортивным упражнениям.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Друзья для пингвиненка Лоло» Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая (5-6) лет Тема: Друзья.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Педагогический проект «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят» Педагогический проект " Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят". Воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад №3 общеразвивающего вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 09:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД