Лучший педагог года

Консультация «Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников»

Ольга Камартдинова
Консультация «Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников»

МБДОУ №1 «Огонёк» п. г. т. Актюбинский Азнакаевского района Р. Т.

Тема: «Малые формы фольклёра, как средство речевого развития дошкольников».

Выполнила воспитатель 1 кв. категории

Камартдинова Ольга Александровна

2015г.

Содержание

Введение…. 3

1. Виды форм малого фольклора и их роль в развитии речи дошкольников…4

Публикация «Консультация „Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

2. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка…10

Заключение…13

Список литературы…15

Введение

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Детский малый фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития. Богатейшие возможности в работе над развитием речи обусловили выбор темы. Детские колыбельные, потешки, пословицы и загадки - это первое, что слышит ребенок от своих родителей. Я считаю, что работа с родителями играет большую роль в деятельности воспитателя. Поэтому я уделяла большое внимание во время педагогической практики работе с родителями.

1. Виды форм малого фольклора и их роль в развитии речи дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Потешки, скороговорки, пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки - хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

2. Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка

Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита - слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения Развитие речи детей дошкольного возраста. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадки предлагаются детям в начале занятий, наблюдений, бесед. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Заключение

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000 - 400 с.

2. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 11. - С. 21-24.

3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.

4. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 11.- С. 16-17.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2004. - 223 с.

6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 7. - С. 15-18.

Публикации по теме:

Логоритмика как средство речевого развития дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма» Дошкольное отделение «Вешняки».

Театр как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка.

Использование модели для речевого развития дошкольников «Использование модели для развития речевого творчества детей младшего дошкольного возраста» (отчёт к педсовету) Соколова Н. В. воспитатель.

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Малые литературные жанры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста (план + введение) План Введение…. 3 - 8 Глава I. Формирование правильной речи ребенка посредством произведений устного малого жанра.

Особенности речевого развития дошкольников в разновозрастных группах Текст к слайдам 2 слайд Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,особенно в овладении.

Проект «Музыкальные игры как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» 1. Актуальность. Федеральные образовательные требования определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Великие.

Проект «Обучение с увлечением» (Занимательный материал как средство формирования познавательного и речевого развития детей). Для повышения познавательного и речевого развития мы, совместно с родителями, пришли к решению о создании в групповой комнате развивающего.

Публицистическая статья «Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста» Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 28 июля 2015 в 13:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД