Приложение МААМ

Конспект занятия «Математическая головоломка «Танграм»

Алина Кравченко
Конспект занятия «Математическая головоломка «Танграм»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с математической головоломкой «Танграм», ее происхождением и правилами.

Задачи:

Способствовать развитию умения планировать свои действия, вычленять геометрические фигуры, входящие в состав более сложных объектов.

Публикация «Конспект занятия „Математическая головоломка „Танграм“» размещена в разделах

Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, математических способностей, мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно-образного мышления.

Способствовать развитию наблюдательности, коммуникабельных навыков.

Оборудование: картинки с иероглифами, карточки со словами, набор «лесных чисел» для каждой пары, конверт для каждого учащегося с деталями головоломки «Танграм», образец квадрата танграма с буквами, схемы панды и чайника для работы в парах, схемы-контуры людей для работы в группах.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация

На доске карточки с изображением иероглифов.

– Ребята, кто из вас знает, что это? (Иероглифы.)

– Для чего они предназначены? ( Учитель: Иероглифы — знаки, обозначающие слова или сочетание слов.)

– В какой стране люди пишут с помощью иероглифов? (В Китае.)

– Китай… Китай — огромная страна. Она удивляет своими достопримечательностями, своей необычностью, многовековой историей и традициями, которые живы до сих пор.

Я предлагаю отправится в виртуальное путешествие — в Китай! Вас ждет много интересного!

Китайский язык является одним из самых древних. Он отличается своей сложностью. В русском языке распространено выражение «китайская грамота». Существует порядка 100 тысяч китайских иероглифов. В китайском языке нет алфавита.

Хотите узнать, что обозначают эти иероглифы?

На доске появляются карточки со словами.

творчество

Китай

настроение

мудрость

трудолюбие

– Все это нам будет необходимо в нашем путешествии.

II. Актуализация знаний

– К путешествию надо подготовиться.

Разминка

Блицтурнир

Что наступает после зимы?

Сколько месяцев в году?

Назовите четвёртый месяц года.

Назовите пятый день недели.

Какой день недели был вчера?

Сколько цветов у радуги?

Три вершины, три угла, три стороны. Что это?

У бабушки Маши – внучка Даша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

У жука 3 пары ног. Сколько ног у жука?

Сколько ушей у двух малышей?

Сколько лап у трех медвежат?

В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).

Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)

Упражнение «Поляна «лесных чисел» (работа в парах)

– Жители леса для записи чисел используют свои знаки – «лесные цифры». И числа составляют по всем правилам математики.

Задание: разложить «лесные числа» в три корзины (однозначные, двузначные, трехзначные). (Приложение 1)

Проверка

– Какое число оказалось «лишним»? Почему? (Четырехзначное.)

Упражнение «Какой фигуры не хватает?» (работа в группе)

Каждой группе дается карточка с заданием на установление закономерности по трем отличительным признакам. (Приложение 2)

Физкультминутка «Что в поход с собой возьмем?»

Что в поход с собой возьмем,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Но, смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» – в ладоши хлопни,

Если «нет» – ногою топни,

Только пол не проломи.

Все понятно? Раз, два, три.

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, веревка, соска,

Вездеход, бинокль, духи.

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка, ласты,

Мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож,

Ну а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, сала шмат –

Вот и собран наш отряд.

III. Открытие нового (знания, способа действия)

Вступительная беседа

– Мы в Китае! Давайте научимся здороваться по-китайски: слегка склоните голову и плечи, скажите «нИхАо».

Здесь было сделано множество открытий, без которых современный мир выглядел бы совершенно иначе.

Почему Китай чудесный

Называют Поднебесной?

Люди древние считали,

Что всю Землю занимали,

И ее под небом синим

Лишь китайцы заселили.

А драконы, случай редкий,

У китайцев были предки.

Чем же славится Китай,

Поскорее посчитай.

Что же за изобретенья

Вызывают удивленье?

Гороскоп, чай, вилка,

Порох, календарь и скрипка,

Шелк, бумага, компас, змей.

Отправляемся скорей!

Что за странная страна?

Поскорей, дружок, туда!

– Что вы узнали о Китае? Как его называют? Почему? Что изобрели в Китае?

Первичное знакомство с «Танграмом»

Каждый ученик получает конверт, в котором находится набор деталей игры

«Танграм».

Рассмотрите детали и ответьте на вопросы:

Сколько всего геометрических фигур? (7)

На какие две группы можно разделить фигуры по форме? (Четырехугольники и треугольники.)

На какие три группы можно разделить треугольники по размеру? (Большие, средние, маленькие.)

Сколько больших треугольников? Средних? Маленьких? (2; 1; 2)

На какие две группы можно разделить четырехугольники? (Квадраты и не-квадраты».)

Учитель демонстрирует рисунок «Танграм», на котором изображен квадрат, разделенный линиями на части. На каждой из частей записана одна из букв слова «Танграм». (Приложение 3)

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок и соотнести составные части квадрата с имеющимися деталями, ответив на вопросы:

Какими буквами на рисунке обозначены два маленьких треугольника?

Какой буквой обозначен «не квадрат»?

Какими буквами обозначены большие треугольники?

Какими буквами обозначены квадраты?

IV. Сообщение темы и цели занятия

– Вы слышали слово головоломка?

– Из каких двух слов оно получилось?

– Какие головоломки вы знаете?

– Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одной головоломкой, название которой можно составить из букв, записанных на рисунке.

ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!

ТАНГРАМ - это игра на развитие логики, внимания и мелкой моторики.

V. Открытие нового (знания, способа действия)

Вступительная беседа

Танграм называют «Доской мудрости». Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры: животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры.

Согласно легенде «Танграм» была изображена в Китае легендарным китайским мудрецом Тан. Ему поклонялись как божеству, и в его честь фигуры этой древней игры стали называть танами.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь танов танграма, и второе — детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга.

Упражнение «Квадрат»

Учитель предлагает учащимся сложить квадрат из всех имеющихся танов, используя в качестве образца рисунок «Танграм».

Физкультминутка

– У китайского народа особое отношение к дракону. Дракон — одно из самых почитаемых и уважаемых мифологических существ в Китае. Название этого существа в переводе означает «остроглазый». Жители Поднебесной считают дракона добрым, мудрым существом, его называют Лун. (Учитель демонстрирует картинку с изображением драеона.)

Подвижная игра «Поймай за хвост дракона!»

Дети строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.

Упражнение «Сложи фигуру по образцу» (работа в парах)

– Необходимая часть жизни в Китае – чаепитие. Белый чай – любимый напиток древних китайцев.

А еще, Китай — родина панд.

Учащиеся в парах собирают панду и чайник по образцу. (Приложение 4)

Проверка. Под руководством учителя проводится сравнительный анализ изображений панд и чайников.

Учащиеся определяют из каких танов составлены голова, туловище, лапы панды по плану.

Учащиеся определяют из каких танов составлены корпус, носик, крышка и ручка чайника по плану.

План:

геометрическая фигура;

число и размер деталей.

Упражнение «Заполни контур» (работа в группах)

– Китай – это страна, имеющая огромную территорию. А население Китая бьёт все рекорды – 1,3 миллиарда человек, это крупнейшее по численности государство в мире.

Самое большое богатство каждой страны – это люди. Китайцы – трудолюбивы, умны, целеустремленны, подвижны.

Каждая группа получает карточку со схематическим изображением контура человека. (Приложение 5)

Учитель сообщает, что человек составлен из 7 танов и предлагает определить, из каких танов могли быть составлены туловище, голова, ноги, руки? Учащиеся проверяют свои предположения наложением.

Проверка.

Коллективная творческая работа «Стена»

– Великая китайская стена — гордость Китая, это самая длинная стена в мире. (Учитель демонстрирует картинку.)

Учитель предлагает учащимся в группах составить композицию, используя все имеющиеся детали.

VI. Итог занятия

– Подошло к концу наше виртуальное путешествие.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Какое задание для вас было самым сложным?

– Какое задание для вас было самым интересным?

Знания на практике вы применяли,

Занятие творили и созидали,

Надеюсь, новое что-то узнали

Спасибо вам за наш урок,

Пусть знания вам будут впрок.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников и не только «Танграм»Дидактическая игра для дошкольников и не только «Танграм» Вашему вниманию представлена головоломка "Танграм". Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей,.

Дидактическая игра «Танграм»Дидактическая игра «Танграм» Цель: Упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы.

Дидактическая игра «Танграм»Дидактическая игра «Танграм» Танграм это – древнейшая китайская игра. Квадрат необходимо поделить на семь геометрических фигур. Это - два больших треугольника, один.

Конспект игрового занятия в подготовительной группе «Математическая тропа»Конспект игрового занятия в подготовительной группе «Математическая тропа» Конспект игрового занятия в подготовительной группе «Математическая тропа» Подготовила воспитатель подготовительно группы Федорова.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Математическая игра-соревнование» Задачи: Развивать интеллектуальные и творческие способности детей (память, мышление, воображение, внимание, наблюдательность, речь); закреплять.

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Математическая страна» (один-много, форма, величина, цвет, геометрические фигуры)Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Математическая страна» (один-много, форма, величина, цвет, геометрические фигуры) Провели воспитатель: Бабаева О. Г. Конспект по Ф М П в младшей группы на Тему: «Математическая страна» (один-много, форма, величина, цвет,.

Консультация для родителей «Игра-головоломка «Танграм» Консультация для родителей. ИГРА-головоломка ТАНГРАМ. Танграм - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Познавательная деятельность по ФЭМП «Знакомство с игрой «Танграм» Тема: Знакомство с игрой «Танграм». Пр. сод: Закрепить знания о геометрических фигурах, способах их обследования. Упражнять в сравнении.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Математическая головоломка «Танграм»
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 22:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Математическая головоломка «Танграм»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Кравченко (УИ 2446040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД