Алина Кравченко
Конспект занятия «Математическая головоломка «Танграм»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с математической головоломкой «Танграм», ее происхождением и правилами.
Задачи:
Способствовать развитию умения планировать свои действия, вычленять геометрические фигуры, входящие в состав более сложных объектов.
Публикация «Конспект занятия „Математическая головоломка „Танграм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Танграм, головоломка
- Темочки
Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, математических способностей, мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
Способствовать развитию наблюдательности, коммуникабельных навыков.
Оборудование: картинки с иероглифами, карточки со словами, набор «лесных чисел» для каждой пары, конверт для каждого учащегося с деталями головоломки «Танграм», образец квадрата танграма с буквами, схемы панды и чайника для работы в парах, схемы-контуры людей для работы в группах.
Ход занятия:
I. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация
На доске карточки с изображением иероглифов.
– Ребята, кто из вас знает, что это? (Иероглифы.)
– Для чего они предназначены? ( Учитель: Иероглифы — знаки, обозначающие слова или сочетание слов.)
– В какой стране люди пишут с помощью иероглифов? (В Китае.)
– Китай… Китай — огромная страна. Она удивляет своими достопримечательностями, своей необычностью, многовековой историей и традициями, которые живы до сих пор.
Я предлагаю отправится в виртуальное путешествие — в Китай! Вас ждет много интересного!
Китайский язык является одним из самых древних. Он отличается своей сложностью. В русском языке распространено выражение «китайская грамота». Существует порядка 100 тысяч китайских иероглифов. В китайском языке нет алфавита.
Хотите узнать, что обозначают эти иероглифы?
На доске появляются карточки со словами.
творчество
Китай
настроение
мудрость
трудолюбие
– Все это нам будет необходимо в нашем путешествии.
II. Актуализация знаний
– К путешествию надо подготовиться.
Разминка
Блицтурнир
Что наступает после зимы?
Сколько месяцев в году?
Назовите четвёртый месяц года.
Назовите пятый день недели.
Какой день недели был вчера?
Сколько цветов у радуги?
Три вершины, три угла, три стороны. Что это?
У бабушки Маши – внучка Даша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
У жука 3 пары ног. Сколько ног у жука?
Сколько ушей у двух малышей?
Сколько лап у трех медвежат?
В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
Упражнение «Поляна «лесных чисел» (работа в парах)
– Жители леса для записи чисел используют свои знаки – «лесные цифры». И числа составляют по всем правилам математики.
Задание: разложить «лесные числа» в три корзины (однозначные, двузначные, трехзначные). (Приложение 1)
Проверка
– Какое число оказалось «лишним»? Почему? (Четырехзначное.)
Упражнение «Какой фигуры не хватает?» (работа в группе)
Каждой группе дается карточка с заданием на установление закономерности по трем отличительным признакам. (Приложение 2)
Физкультминутка «Что в поход с собой возьмем?»
Что в поход с собой возьмем,
Если мы туда пойдем?
Очень быстро отвечайте,
Если мы туда пойдем?
Очень быстро отвечайте,
Но, смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» – в ладоши хлопни,
Если «нет» – ногою топни,
Только пол не проломи.
Все понятно? Раз, два, три.
Котелок, утюг, расческа,
Пылесос, веревка, соска,
Вездеход, бинокль, духи.
Две засушенных блохи,
Носовой платок, подушка, ласты,
Мяч, коньки и клюшка,
Молоток, кусачки, нож,
Ну а соль с собой возьмешь?
Спички, гвозди, сала шмат –
Вот и собран наш отряд.
III. Открытие нового (знания, способа действия)
Вступительная беседа
– Мы в Китае! Давайте научимся здороваться по-китайски: слегка склоните голову и плечи, скажите «нИхАо».
Здесь было сделано множество открытий, без которых современный мир выглядел бы совершенно иначе.
Почему Китай чудесный
Называют Поднебесной?
Люди древние считали,
Что всю Землю занимали,
И ее под небом синим
Лишь китайцы заселили.
А драконы, случай редкий,
У китайцев были предки.
Чем же славится Китай,
Поскорее посчитай.
Что же за изобретенья
Вызывают удивленье?
Гороскоп, чай, вилка,
Порох, календарь и скрипка,
Шелк, бумага, компас, змей.
Отправляемся скорей!
Что за странная страна?
Поскорей, дружок, туда!
– Что вы узнали о Китае? Как его называют? Почему? Что изобрели в Китае?
Первичное знакомство с «Танграмом»
Каждый ученик получает конверт, в котором находится набор деталей игры
«Танграм».
– Рассмотрите детали и ответьте на вопросы:
Сколько всего геометрических фигур? (7)
На какие две группы можно разделить фигуры по форме? (Четырехугольники и треугольники.)
На какие три группы можно разделить треугольники по размеру? (Большие, средние, маленькие.)
Сколько больших треугольников? Средних? Маленьких? (2; 1; 2)
На какие две группы можно разделить четырехугольники? (Квадраты и не-квадраты».)
Учитель демонстрирует рисунок «Танграм», на котором изображен квадрат, разделенный линиями на части. На каждой из частей записана одна из букв слова «Танграм». (Приложение 3)
Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок и соотнести составные части квадрата с имеющимися деталями, ответив на вопросы:
Какими буквами на рисунке обозначены два маленьких треугольника?
Какой буквой обозначен «не квадрат»?
Какими буквами обозначены большие треугольники?
Какими буквами обозначены квадраты?
IV. Сообщение темы и цели занятия
– Вы слышали слово головоломка?
– Из каких двух слов оно получилось?
– Какие головоломки вы знаете?
– Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одной головоломкой, название которой можно составить из букв, записанных на рисунке.
ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!
ТАНГРАМ - это игра на развитие логики, внимания и мелкой моторики.
V. Открытие нового (знания, способа действия)
Вступительная беседа
– Танграм называют «Доской мудрости». Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры: животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры.
Согласно легенде «Танграм» была изображена в Китае легендарным китайским мудрецом Тан. Ему поклонялись как божеству, и в его честь фигуры этой древней игры стали называть танами.
При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь танов танграма, и второе — детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга.
Упражнение «Квадрат»
Учитель предлагает учащимся сложить квадрат из всех имеющихся танов, используя в качестве образца рисунок «Танграм».
Физкультминутка
– У китайского народа особое отношение к дракону. Дракон — одно из самых почитаемых и уважаемых мифологических существ в Китае. Название этого существа в переводе означает «остроглазый». Жители Поднебесной считают дракона добрым, мудрым существом, его называют Лун. (Учитель демонстрирует картинку с изображением драеона.)
Подвижная игра «Поймай за хвост дракона!»
Дети строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.
Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.
Упражнение «Сложи фигуру по образцу» (работа в парах)
– Необходимая часть жизни в Китае – чаепитие. Белый чай – любимый напиток древних китайцев.
А еще, Китай — родина панд.
Учащиеся в парах собирают панду и чайник по образцу. (Приложение 4)
Проверка. Под руководством учителя проводится сравнительный анализ изображений панд и чайников.
Учащиеся определяют из каких танов составлены голова, туловище, лапы панды по плану.
Учащиеся определяют из каких танов составлены корпус, носик, крышка и ручка чайника по плану.
План:
геометрическая фигура;
число и размер деталей.
Упражнение «Заполни контур» (работа в группах)
– Китай – это страна, имеющая огромную территорию. А население Китая бьёт все рекорды – 1,3 миллиарда человек, это крупнейшее по численности государство в мире.
Самое большое богатство каждой страны – это люди. Китайцы – трудолюбивы, умны, целеустремленны, подвижны.
Каждая группа получает карточку со схематическим изображением контура человека. (Приложение 5)
Учитель сообщает, что человек составлен из 7 танов и предлагает определить, из каких танов могли быть составлены туловище, голова, ноги, руки? Учащиеся проверяют свои предположения наложением.
Проверка.
Коллективная творческая работа «Стена»
– Великая китайская стена — гордость Китая, это самая длинная стена в мире. (Учитель демонстрирует картинку.)
Учитель предлагает учащимся в группах составить композицию, используя все имеющиеся детали.
VI. Итог занятия
– Подошло к концу наше виртуальное путешествие.
– Что нового вы узнали на занятии?
– Какое задание для вас было самым сложным?
– Какое задание для вас было самым интересным?
Знания на практике вы применяли,
Занятие творили и созидали,
Надеюсь, новое что-то узнали
Спасибо вам за наш урок,
Пусть знания вам будут впрок.