Конспект занятия в старшей группе «Матрёшка»

Ольга Иргизцева
Конспект занятия в старшей группе «Матрёшка»

Тема: «Русская народная игрушка (матрёшка)».

Цель:1. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Учить различать разные техники росписи матрёшек.

2. Развивать логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование:

Игрушки – матрёшки, иллюстрации с изображением матрёшек.

Предшествующая работа:

Чтение стихотворений, отгадывание загадок про матрёшек. Рассматривание разных видов матрёшек (загорской, полхов – майданской, семёновской).

Ход НОД:

Вводная часть:

На Руси издавна создавались прекрасные игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными из них были фигурки животных, птиц, птиц, людей.

А сегодня мы с вами познакомимся с новой народной игрушкой. Дети, в моём в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы её отгадаете, то я вам покажу отгадку.

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть.

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (Матрёшка).

О какой народной игрушке загадка? Правильно, угадали. Это матрёшка.

Получайте отгадку.

Основная часть:

Самыми любимыми в народе у детей были матрёшки. Кажется, что матрёшка к нам пришла из мира легенд и сказок, из древности. На самом деле ей около 100 лет. Прообразом матрёшки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел куклу – неваляшку, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем. Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Ребята, скажите, что явилось прообразом матрёшки? Правильно, это пасхальное яйцо.

Как появилась матрёшка, кто её придумал и сделал? Молодцы, ребята! Вы всё знаете о матрёшках.

Физминутка:

Слушай сказочный народ

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

Он стучит в твоё окно.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем.

Сказка кончается.

Занятие продолжается.

Закрепление:

Загорск является Родиной русской расписной матрёшки. Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают и покрывают лаком. В основном матрёшек продавали на ярмарке. Много загадок и стихотворений посвятили Матрёшке. Некоторые из них ребята заранее выучили и сейчас вам прочитают.

1 ребёнок:

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрёшки.

На баранах, на быках.

Все с гостинцами в руках.

2 ребёнок:

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке.

Но всего одна игрушка.

Наиболее известны семёновские, загорские и полхов – майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Матрёшки из Семёнова и Загорска похожи между собой. Художники одевали этих матрёшек в сарафан с фартуком, а на голове рисовали платок. Основным цветом для сарафана. Основным цветом для сарафана являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали чёрным цветом. Отличались тем, что загорские матрёшки – толстобокие в разноцветных передниках, в красных, синих, зелёных платочках; семёновские – в цветастых фартуках, в жёлто – красных полушалках. Чем больше матрёшка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие её фартуки. Полхов – майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища головы. В росписи этой матрёшки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Эти цвета даются на контрасте – малиновый с тёмно- зелёным, синий с жёлтым. При росписи полхов- майданской матрёшки используется обводка всех элементов чёрной краской. Лицо расписывают в основном только чёрным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрёшки плотно украшают её фигуру спереди цветами, листьями, ягодами. Чем похожи матрёшки, прибывшие из разных городов? (У каждой матрёшки платочек на голове,под который убраны волосы, одежда яркая и красочная). Ребята, а если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрёшек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, листики, ягоды. А сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе у меня стоят матрёшки. Их нужно расставить по порядку.

Как это нужно сделать? (Сначала поставить самую большую матрёшку, поменьше и последней поставить самую маленькую. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим все ли матрёшки одинаковые и чем они отличаются? (Разные наряды).Посмотрите есть ли одинаковые матрёшки? (Есть. Они одеты в одинаковые наряды. Чем отличаются? Одна маленькая, средняя и большая.)

Матрёшки – куклы весёлые, жизнерадостные. Глянешь на их лица и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать!

А сейчас Катя расскажет стихотворение.

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

А сейчас девочки хотят исполнить для вас танец.

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки,

Топают матрёшки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых

Вы похожи словно сёстры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки.

Итог НОД:

О чём говорили?

Назовите виды матрёшек.

Публикации по теме:

«В гости к нам пришла матрёшка». Фотоотчет занятия в ясельной группе«В гости к нам пришла матрёшка». Фотоотчет занятия в ясельной группе «В гости к нам пришла матрёшка» Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Развивать познавательный интерес к истории и культуре.

О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка»О проведении районного досуга в подготовительной к школе группе «Путешествие в музей. Ожившая сказка» Направление. Художественно-эстетическое. Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Матрёшка»
Опубликовано: 10 октября 2014 в 01:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....