Тиканова Нина Витальевна
Конспект занятия «Мы все разные, но мы все равны» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами.
Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формиро-вать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.
Публикация «Конспект занятия „Мы все разные, но мы все равны“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Сегодняшнее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками ДОУ, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди ро-дителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.
Дети должны знать и понимать, что люди, живущие на Земле, не похожи друг на друга внешне, но все они имеют одинаковые права, мыслят и чувствуют, и в этом они похожи. Для этого мы знакомим дошкольников не только с правами, но и с жителями других стран, отличающихся культурой, языком, традициями, учим детей терпимо и с уважением относиться к представителям других наций.
Основная часть
Цель: Развитие правового мировоззрения и нравственных представлений о равенстве всех людей.
Задачи:
Образовательные
• формировать у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;
• учить выделять характерные особенности внешности человека, познакомить с жи-телями разных стран;
• познакомить детей с Китаем (расположение на карте, растительный и животный мир, история и культура, традиции и праздники);
• воспитывать интерес и уважение к культуре и истории другого народа.
• расширить кругозор детей, обогащать словарный запас.
Развивающие
• развивать связную речь, внимание, память;
• умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательные
• воспитывать в детях доброту, внимание к людям, независимо от расовой и нацио-нальной принадлежности; чувство самоуважения и уважения к другим.
Словарная работа: раса, нация, Африка, негритенок, Китай, китаянка, китаец.
Материал: глобус, карта, ноутбук с презентацией, разные виды тканей (хлопчатобумаж-ная, шерстяная, шелковая, силуэты драконов из цветной бумаги, плакат с изображением представителей разных рас, конструктор «Лего», песочные часы. Воспитатель одет в китайский костюм.
Предшествующая работа: знакомство с глобусом и картой, рассматривание иллюстра-ций «Страны мира», решение проблемных ситуаций, знакомство с с Африкой, ее корен-ными жителями.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята я получила электронное сообщение. Давайте посмотрим, от кого же оно. Это сообщение от Знайки. (Показ слайда). Знайка предлагает отправиться в пу-тешествие по нашей планете, посмотреть, какие люди живут на Земле. Но сначала он хочет проверить, как вы умеете внимательно рассматривать человека и описывать его внешность. Он предлагает поиграть в игру «Спиной друг другу».
Мы с вами поиграем в игру «Спиной друг другу». Двое из вас смотрят друг на друга, за-тем поворачиваются спиной. Стоя спиной, сначала один из вас подробно описывает внешность друга, а затем другой описывает внешность товарища. Выбираем себе пару.
Ребенок: У Полины длинные и темные волосы, голубые глаза, светлое лицо, сиреневая футболка, джинсовая юбка, сиреневые колготки.
Дети описывают внешность друг друга.
Воспитатель: самыми внимательными были …
Все справились с заданием. Мы отправимся в путешествие на самолете. Представьте себе, что мы летим на самолете. Все сели и пристегнулись. Заводим мотор и полетели. ( Дина-мическая пауза: дети имитируют полет на самолете, двигаются по комнате друг за другом).
После долгого полета наш самолет приземлился в Африке. (Показ на глобусе и на карте). Нас встречает негритенок Джонни. (Показ слайда). Он хочет поиграть с вами. Один из вас, закрыв глаза, опишет внешность Джонни. Внимательно смотрите, обратите внимание на форму носа, на цвет волос и глаз. Завяжем глаза шарфиком Ане. (Ребенок описывает внешность).
Ребенок: У Джонни черные глаза, кудрявые черные волосы, широкий нос, белые зубы.
Воспитатель: Можете задать Джонни вопросы.
Дети: Есть ли у тебя друзья? Чем ты занимаешься с друзьями? Что ты любишь? И т. д.
Воспитатель: Джонни и отличается, и похож на вас: так же, как все дети, он любит иг-рать, веселиться.
Нам пора лететь дальше. Сели на самолет, завели мотор и полетели. (Динамическая пауза).
Теперь наш самолет приземлился в Китае. (Показ на глобусе и на карте). (Показ слайдов)
Ребята, что нам мешает попасть в страну? (Показ китайской стены). Эта стена называется Великой Китайской стеной. Она построена очень давно, для защиты китайского государ-ства от нападения врагов. Она такая длинная, что ее видно даже из космоса. На ее сторо-жевых башнях находились хорошо обученные воины. Я предлагаю вам смоделировать стену. На полу мелом начерчена извилистая линия. Вы должны по ней построить стену из конструктора «Лего» за время пока движется песок в песочных часах. (Дети делятся на две команды и строят стену с противоположных сторон).
Воспитатель: Путешествие продолжается. (На карте воспитатель показывает Китай). Климат разнообразен, поэтому природа отличается контрастностью: Тибетские горы, огромная пустыня Гоби, великая плодородная равнина. (Показ слайдов). Разнообразен и растительный мир : на юге встречаются лавровые деревья, банановые пальмы, бамбук; на севере растут хвойные деревья (показ слайдов). Животный мир тоже очень богат. Есть животные, которые встречаются и в других странах мира, но есть и такие, которые живут только в Китае (показ слайдов).
Воспитатель: Кто это? Это панда или китайский бамбуковый медведь. Он живет только в Китае и больше всего любит есть бамбук. (Показ слайда). Бамбук очень интересное растение. Его молодые побеги растут очень быстро.
Наше путешествие по Китаю продолжается. Нас встречает девочка Йен. (Показ слайда). Ребята, чем ее внешность отличается от внешности Джонни? Какого цвета у нее кожа? Глаза? Волосы? Обратите внимание на ее костюм. (Показ слайдов). (Воспитатель дает де-тям образцы тканей, по три на каждого ребенка: хлопчатобумажную, шерстяную, шелко-вую. Дает время на обследование). Отгадайте, о какой ткани пойдет речь в загадке: легкая, тонкая, воздушная, почти прозрачная, гладкая, прочная, прохладная. (Дети отбирают из образцов ткани шелковую ткань). Отгадайте, о какой ткани пойдет речь: шероховатая, теплая, грубая, толстая. (Дети отбирают образец шерстяной ткани). А сейчас отгадайте, о какой ткани пойдет речь: гладкая, жестковатая, непрозрачная, тонкая. (Дети отбирают образец хлопчатобумажной ткани). А вы заметили, какой у меня костюм? Этот костюм сшили в Китае. Он из натурального шелка. Тело в нем дышит. Шелк изобрели в Китае очень давно. Секрет его изготовления долго хранился в тайне. До сих пор в праздники китайские женщины надевают платья из шелка. (Показ слайдов).
Воспитатель: Я вас приглашаю на праздник «Высокого полета». В Китае с глубокой древности любили запускать воздушных змей и драконов. (Показ слайдов). Они считали их очень добрыми существами и очень любили. В этот день все желающие мастерят раз-ных змеев и драконов и запускают их высоко в небо. Год от года китайцы оттачивают свое мастерство, а мы сегодня только начнем учиться, сделаем самых простых дракончиков. (Дети вырезают по силуэту драконов из цветной бумаги).
Воспитатель: Нам пора домой. Полетели! (Динамическая пауза).
Вот мы и дома. На прощание Знайка хочет подарить вам плакат, на котором изображены люди разных рас, живущих на земле: негроидной, монголоидной, европеоидной. (Рас-сматривают плакат).
Во время путешествия мы встретили Джонни. Он относится к негроидной расе. У людей этой расы очень темная кожа, черные глаза, курчавые волосы, широкий нос. Давайте вспомним, где живет негритенок Джонни и покажем на карте. (Дети ставят картинку на карте).
Во время путешествия мы встретили девочку китаянку Йен. Она относится к монголоид-ной расе. У людей этой расы светлая, желтоватая кожа, чаще всего темные волосы, узкий разрез глаз. Давайте подумаем, где живет Йен и покажем на карте. (Дети ставят картинку на карте).
Многие из нас относится к европеоидной расе. Опишите внешность этих людей и вспом-ните, где они живут. (Дети ставят картинку на карте).
(Показ слайда). Посмотрите, какие веселые лица у этих детей. Они счастливы и дружат между собой. А вот Лиза приготовила нам стихотворение о дружбе.
Послушаем: «Дружите, дети!»
Мы с тобой не похожи.
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что мы с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я.
И у нас одна Земля.
Надо мной и над тобою
Всюду небо голубое,
В ясном небе солнце светит,
Шепчет нам: Дружите дети!»
Воспитатель: (Показ слайда).Да, все люди, живущие на земле разные. Но все человече-ство, независимо от цвета кожи и волос, разреза глаз, национальности и культуры мечтает быть счастливым и здоровым, жить в мире и согласии. Но все мы люди, все равны и все обладаем равными правами. Мы сегодня совершили с вами путешествие. Вам понрави-лось? Хотели бы вы еще отправится в путешествие? В какой стране вы хотели бы побы-вать?
Заключение
На данном занятии использовались такие приемы, которые не только знакомят де-тей с представителями разных рас, их внешним видом, но и формируют представления детей о том, что люди, не похожие друг на друга внешне, равны в правах.
Мне бы хотелось, воспитать у детей чувство собственного достоинства, формиро-вать способность сопротивляться жестокости, пошлости и уметь отстаивать свои права.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Дронова Т. «Право на журнал и помощь» журнал «Дошкольное воспитание», №11, 2001 год, стр. 2
3. Орлова М. «Формирование толерантности у дошкольников», журнал «Дошкольное вос-питание» №11, 2003год, стр. 52
4. Кочерина В. «Правовое воспитание дошкольников», журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2004 год, стр. 2
5. Мамеко И. «Путешествие в страну детства», журнал «Ребенок в детском саду», №4, 2005 год, стр. 73.
6. Нагорная Е. «Охрана прав ребенка», журнал «Ребенок в детском саду», №4, 2005 год, стр. 21.
7. Нагорная Е. «Охрана прав ребенка», журнал «Ребенок в детском саду», №5, 2005 год, стр. 26.