МААМ-картинки

Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма (6 фото)

юлия сухова
Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма

Теория 0,5 часа, практика 7,5 часов.

Первое занятие. Теоретическая часть. Практическая часть – эскизирование.

Цель занятия: создать условия для изучения учащимися русской культуры.

Планируемый результат: создание композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма.

Универсальные Учебные Действия :

Публикация «Выполнение композиции „Праздник урожая в деревне“ на основе изучения русского народного костюма» размещена в разделах

Личностные: формирование мотивации к изучению русской культуры, воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, осмысление места декоративного искусства в жизни общества и значение древних корней народного искусства для современного общества.

Познавательные : познакомить с устным, музыкальным и художественным фольклором, познакомить учащихся с традициями русских народных обрядов и русского народного костюма. Научить отражать в рисунках и эскизах единство формы и декора, создавать собственные композиции на основе изученного материала.

Регулятивные: Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,слайдов. Умение работать в группе.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Оборудование : Б. А3, карандаш, сангина, уголь, ленты,пояс,шкатулка,стенд для фотографии.

Техническое оборудование: телевизор

Наглядные материалы : слайд –шоу с фотографиями,репродукции с изображением русских народных костюмов, фотографии праздника.

Ход урока.

1.Приветствие. Организационный момент.

Целеполагание. Мотивация будущей темы урока. Определение цели урока.

Учебная ситуация.

Посмотрите, как замечательно накрыт стол. Сколько на нем фруктов и овощей. Настоящий «праздник урожая».

2.Сообщение темы урока.

3.Изучение нового материала.

1)Рассказ педагога.

Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со славянским языческим праздником- «Осенины» или праздник урожая. Он праздновался нашими предками до принятия христианства, поэтому его называют языческим.

- Какие языческие праздники существуют на Руси до сих пор и их отмечают? (Масленица, Праздник Купала).

Девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.

Эти праздники очень значимые для славян: Масленица – проводы зимы, а праздник Ивана Купала – макушка лета.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать первые Осенины 8 (21) сентября.

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. На праздничном гулянье пели задорные игровые песни.

Давайте послушаем одну из таких песен «Вейся, капустка…» .

2)Прослушивание песни.

К этому дню также печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека, за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

В этот праздник обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином.

Вечером собирались девушки, парни и рассказывали волшебные, страшные и игривые сказки. Водили хороводы. А с наступлением темноты разжигали огонь и прыгали через него, очищаясь.

3) Рассказ «Русский костюм».

Русское праздничное народное гуляние связано с красотой костюмов и их особым украшением.

Именно поэтому, мы внимательно изучим это яркое явление в нашей истории и культуре - русский народный костюм.

Народный костюм поэтичен, а его великолепие не отделимо от гармонии кроя и богатой декоративности.

Основой женского и мужского костюма служила длинная рубаха из льна или шерсти-сорочица,которая выкраивалась из единого полотна. Давайте посмотрим на фотографию сорочицы.

Рубаха воспринималась как «вторая кожа «человека». Вышивка шла по рукавам, вороту.

4)Беседа.

-А вот теперь скажите: Для чего украшали одежду славяне? (Для защиты от болезней, несчастий, как обереги) .

- Какие символы на одежде славяне использовали для защиты? (Солярный знак, коня, Берегиня, Древо жизни, птицы).

Также девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.

5) Рассказ педагога.

Второй важные элемент древнерусской одежды- это понева, которая надевалась поверх рубахи, выкраивалась из двух больших кусков ткани в клетку.

Россия отличалась климатическими,социально –экономическими условиями, благодаря которым костюм не получил единой формы. В каждой губернии имелись местные особенности.

Постепенно сарафан «вытеснил» поневу. С XIV века на Руси известен сарафан, тогда еще как мужская одежда. Лишь позднее он стал частью женского гардероба. Сарафан –платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его носили вместе с рубахой, поясом и передником. Сарафаны шили из парчовых и шелковых тканей, расшивали золотом и серебром, кружевом. Также распространенными были синие сарафаны из льняных и хлопчатобумажных тканей. Декор традиционно окаймлял края одежды, линии разрезов.

Сарафаны XVIII- XIX веков обязательно подпоясывался; дополнялся наградной короткой одеждой без рукавов- епанечкой.

В холодные дни на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Ребята давайте посмотрим на фотографию.

6) Работа с иллюстративным материалом.

Колоссальное значение имели женские головные уборы. Женский головной убор свидетельствовал о статусе. Девичьи головные уборы – венцы и повязки не имели донышка. Замужние женщины носили головные уборы «кокошники» разнообразных форм. Они очень самобытны: однорогие и двурогие, в виде полумесяца, низкие плоские шапочки с ушками, «каблучки». Их шили из дорогих тканей, очелья дополняли выплетенными жемчужными поднизями.

7) Игровая ситуация.

А теперь,посмотрим, как вы запомнили материал. Перед вами фото с изображениями элементов женского народного костюма. А в шкатулке названия этих элементов. Вы должны вытянуть из шкатулки название и правильно прикрепить его к фотографии.

Конечно, русский народный костюм, при сохранении традиционных форм,менялся с течением времени. Как и праздник урожая. Постепенно он где-то превратился в фестивали и ярмарки.

И сейчас где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

4. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

И сейчас у нас перед нами будет стоять задача – разработать женский образ для своей будущей работы в народном костюме. Начинаем работать с того, что придумываем сюжет и идейную направленность композиции. Кто эта женщина, девушка. Идет ли она на праздник, на гуляния или готовит на стол, к празднику. Затем переносим свой замысел на бумагу. Опираемся на фотографии и репродукции.

5.Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Оценка.

6. Организованное окончание урока. Уборка мест.

Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма
Фото «Праздник урожая в деревне»
Выполнение композиции  на основе изучения русского народного костюма - фото
Фото №1 Теория часа практика часов Фото №2 Первое занятие Фото №3 Теоретическая часть
Публикации по теме:

Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени»Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени» Я работаю в группе предшкольной подготовки и хочу поделиться опытом изучения этой, очень сложной для восприятия дошкольников, темы. Перепробовала.

План работы детско-родительского клуба «Здоровячок» Цель:Приобщить родителей, детей к здоровому образу жизни. Задачи: Обобщать и систематизировать знания родителей и детей о ЗОЖ, повышать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 21:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД