Получи документы

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников

Ольга Резникова
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине

В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника, так как его образы восприятия ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Одним из аспектов воспитания является формирование у дошкольника познавательного интереса к малой Родине.

Публикация «Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников» размещена в разделах

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. Желательно, чтобы в вопросах познавательного характера ребенок стремился к получению новых знаний об истории, культуре, быте, традициях, природе родного края.

Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет : “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”. И действительно, как не велика наша страна, а человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Многие хотят жизни творческой, делать что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно. Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения нетрадиционными способами не только рисования, но и лепки, аппликации. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям. Свой мастер класс мне хотелось бы начать стихотворением :

Традиционное во всем.

Материалы нам привычные.

Но речь сегодня не о нем.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятья нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационны,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Ну как быть можно равнодушным?

Ведь чтоб узор нарисовать,

И карандаш точить не нужно,

А можно просто свечку взять.

А как обычной зубочисткой

Изобразить далекий космос?

Ответит вам любой мальчишка:

С граттажем это очень просто!

Рисование это – не новое,

А скорее, забытое дело.

Тут достаточно вспомнить знакомые

На асфальте рисунки мелом!

Я в детстве часто рисовала

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Я рисовала на стекле.

А мой ребенок рисовал помадой

Моей любимой на своем лице.

И не успела я сказать: не надо!

Как он ее потом еще и съел.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей!

Занятие-игра, в нем нету скуки.

Здесь можно даже правила нарушить:

Поставить кляксу и испачкать руки.

Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежит карточка, поделенная на две таблицы. Прошу вас ответить на вопросы верхней таблицы :

Раскрась фигуру любым цветом.

Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?___

Ваши ожидания от общения ___

Оцените ваши возможности восприятия материала на данный момент по “5” бальной шкале___

ПАМЯТКА участника мастер-класса:

Получи удовольствие!

Позволь себе быть свободным!

Доброжелательность к себе и другим.

Постарайся быть внимательным.

Избегай оценок и суждений.

Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И ВСЕ ПОЛУЧИТЬСЯ!

Большие возможности для развития познавательных интересов дошкольников к малой Родине представляет изобразительная деятельность, которая может выступать как форма художественного познания мира.

Проблема интеграции позволяет утверждать более широкие воспитательные и обучающие возможности изобразительной деятельности, находящейся в теснейшей взаимосвязи с познанием окружающего мира. Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагает: приобщение к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству; знакомство с родословной, семейными традициями; с поселком, его историей, достопримечательностями. Важным моментом является проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе.

Работа в данном направлении проводится на базе нашего МБДОУ.

В качестве основных педагогических условий формирования познавательного интереса к малой Родине было определено следующее:

• введение в структуру интегрированного занятия ознакомительной беседы, как информатизатора;

формирование представлений об изображаемом образе;

• передачи образов объектов и явлений действительности путем использования нетрадиционной техники ИЗО.

К основным нетрадиционным техникам относятся : рисование свечой, «пушистое рисование», рисование на мокрой бумаге или на мятом листе, «кляксография», «монотипия», «точечный рисунок», печатание, «набрызг», процарапывание («Граттаж», «ниткография», рисование пальчиками и ладошками, объемная аппликация (скатывание и обрывание бумаги разной фактуры,аппликация из природного материала (перья, камни, коряги и др., создание коллажей и другие. Их использование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

Прежде чем появиться образу на бумаге, он должен найти отражение в сознании ребенка в процессе чувственного восприятия.

Внимание детей мы старались привлекать к объектам, которые окружают ребенка с детства. Полезными в данном случае оказались просмотры иллюстраций, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, экскурсии по поселку, на Волгу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.

Задача педагога –

отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Перед тем как приступить к рисованию, сама постановка занятия как бы подготавливает ребенка к этой деятельности. Анализ проведенной работы показал, что в ходе ознакомительной беседы дети с увлечением высказывались по поводу увиденного. Например, созерцание детьми Волжской природы давали возможность ребенку увлечься этой красотой и тем самым активно включаться в изобразительный процесс.

Дети, увлеченные нетрадиционным способом рисования, самостоятельно находили и предлагали новые способы передачи образа.

Я собрала наиболее интересные работы, что бы познакомить вас с тем, как строится работа во время организации непосредственно – образовательной деятельности в нашей подготовительной группе.

Лепка из соленого или фольги. Дети с удовольствием лепят из нетрадиционного материала, фантазируя, как этот бесформенный кусок превратится во вкусное пирожное, которому надо придумать еще и название. При лепке зайца придумывали из чего будут части его лица, решали какого пола он будет, украшали. В общем, проявляли творчество

Аппликация из ткани, из нитей (пушистые картины, коллаж, обрывная, скатывание бумаги, пластилинография. А с каким восторгом дети мастерили из нетрадиционных для аппликации и бросовых материалов «Вертеп» для празднования Рождества. С каким энтузиазмом мастерили дома с родителями ангелов для выставки из тех же бросовых материалов.

Рисование песком и манкой, воском, по сырой бумаге.

Оживление времён года. Такое занятие как «Образ Весны», «Осени».

Предложили детям придумать образ Весны: какое у нее может быть платье, какая прическа. С большим восторгом дети мастерили чучелки Масленицы.

Природные явления и объекты, окружающие ребенка, также с удовольствием воспринимались и изображались детьми. Легким прикосновением к бумаге удавалось передавать такие свойства объектов, как воздушность, пушистость. Используя метод тампонирования, дети изображали облака, сугробы, птиц, домашних животных и прочее.

Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, лист сворачивается пополам, она расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.

Монотипия-занятие экспериментирование. Дети узнают все больше о свойствах воды, что она волшебница и умеет рисовать без краски всего лишь своим отражением.

Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию. Мы с ребятами строили большой дом для друзей где у каждого было по комнате и даже совсем не обычной а круглой или треугольной.

Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.

Продолжает эту тему «Волшебный островок». На лист приклеивается произвольной формы лоскуток или кусочек цветной бумаги и предлагается придумать, что это может быть и дорисовать или доклеить – сделать аппликацию.

Антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты. Давайте и мы с вами немного поиграем:

«в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, уважаемые коллеги, есть возможность расколдовать их, но с условием - нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».

Рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Следующее задание назовем «Точка путешествует». Ставят точку, она отправилась в гости к, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения точки передавая рисунок от одного к другому). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.

Рисуя снег, листопад, дети наносили изображения с помощью кончиков пальцев. Техника пальчиковой живописи способствовала развитию чувства ритма во время рисования, равномерно распределяя «летящий снег», «падающие листья» по листу бумаги. На занятии «Дары Волжской осени» каждый пальчик на руке окрашивался в разный цвет и, путем смешения на листе красок создавались интересные работы – натюрморты, в которых находили нужное сочетание цвета.

Нетрадиционным способом изображали садовые цветы, например: ландыш, календулу, лютик- кончиком пальцев, одуванчик- отпечатком среза луковицы, хризантему- тонким ломтиком картофеля или моркови. Образы цветов были очень похожи на настоящие.

Один объект – разные материалы. Предлагается использовать разные изобразительные материалы (восковые мелки, гуашь, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.

Так, например, отпечаток ладони становился ангелом, уткой или грациозным лебедем, веселой компанией ребят веселящихся у елки.

При рисовании орнаментов, символизирующих народный костюм, использовались элементы различных узоров, в том числе линейный и замкнутый. Композиция узора определялась особенностями формы. Дошкольники с удовольствием освоили технику работы со штампами: украшали скатерти, «рушники», салфетки, платки дымковские игрушки. Печатали не только на бумаге, но и на ткани. В отдельных случаях работу с трафаретами выполняли коллективно. Например, русский народный костюм разделяли на отдельные элементы: воротник, воланы юбки, манжеты рукавов и прочее. Это позволило каждому ребенку ощутить свою нужность, незаменимость в общей работе.

Постоянно задумываешься над вопросами о том, что бы такое придумать, как провести занятие так, чтобы детям было интересно, чтобы занятие давало положительный заряд и детям, и родителям, и педагогу? Именно поэтому я обратилась к педагогическому инструментарию отечественной теории решения изобретательских задач – ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Не обошли ТРИЗ стороной и изобразительное творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирование по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность. Зачастую технологию ТРИЗ педагоги подменяют нетрадиционной техникой рисования, хотя отделить их друг от друга порой действительно бывает непросто.

Целью введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей является воспитание творческой, эстетически развитой личности, способной к самовыражению через различные формы изо деятельности. Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Дети рисуют то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты (рисуют или выполняют аппликацию, испытывают радость, удовлетворение от умственных и творческих усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и результат изобразительного творчества).

Я обратила внимание на то, что объединив ТРИЗ фантазирование и овладение нетрадиционными техниками- способствовало не только повышению выразительности художественных образов в рисунках детей, но и придает их мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность, повышает ее продуктивность. Ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания и волевому усилию при решении практической задачи. Переживаемые при этом положительные, эмоции: удивление, радость успеха, гордость - создают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Практика проведения занятий показала, что более устойчивый интерес к изображаемому формируется в том случае, если используется прием обыгрывания: дети оживляют изображаемые объекты, читают стихи, поют песни, составляют о них рассказы. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет более продуктивно провести анализ и оценку рисунков.

Таким образом, следует отметить, что в ходе наблюдений за изобразительным творчеством детей была выявлена положительная динамика:

• с одной стороны, внедрение нетрадиционной техники изображения расширило технический диапазон возможностей дошкольников, а также обеспечило высокий уровень их эмоциональности и творческой активности;

• с другой стороны- у детей стал проявляться более устойчивый интерес и любознательность к окружающему, желание познать малую Родину и изобразить в рисунке увиденное.

Сейчас я предлагаю и Вам, уважаемые коллеги немного пофантазировать и показать свои умения в аппликации нетрадиционными способами. Давайте разделимся на несколько творческих групп в каждой группе по одинаковому количеству участников.

Сейчас мы с Вами попробуем на практике объединим ТРИЗ (метод фокальных объектов) и нетрадиционные методы ИЗО. Возьмите листки бумаги и напишите на них два существительных. Теперь под каждым существительным напишите по 5 прилагательных более глубоко раскрывающие признаки каждого из написанных существительных. Готово? Перед Вами на столе лежит различный материал для изобразительного творчества (аппликации, предлагаю Вам изготовить продукт творчества «Пейзаж» из предложенных материалов и чтобы все написанные Вами прилагательные были использованы в характеристике создаваемого Вами «Пейзажа».

Творческая работа педагогов.

А теперь я предлагаю каждой творческой группе провести презентацию получившейся работы и посмотреть все ли придуманные Вами прилагательные и существительные нашли отражение в Вашей работе?

Вам понравилось фантазировать по «правилам»?

Еще большую радость от такой работы получают дети. В результате они стали более раскрепощённые, у них появилось положительное отношение к заданиям творческого характера, постепенно проявляется высокая степень самостоятельности: научились задавать вопросы, находить на них ответы, размышлять, рассматривая ситуацию с разных сторон, отстаивать своё мнение и уважать чужое. Более ярко проявилась способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а так же моделирования нестандартной ситуации и нестандартными материалами.

Прошу Вас снова взять карточки, которые Вы заполняли в начале нашего мастер класса. Ответьте на вопросы нижней таблицы.

Раскрась фигуру любым цветом.

Что вы ощущаете, чувствуете сейчас?___

Насколько оправдались ваши ожидания:___

Оцените ваши возможности восприятия материала на данный момент по “5” бальной шкале___

Спасибо за ответы! Сейчас я хочу Вам предложить бланки телеграмм, мне очень хочется, чтобы Вы оставили на них отзывы о нашей с Вами сегодняшней работе.

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер- классе, за чудесные картины. За участие в творческих группах.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем.

Публикации по теме:

Автореферат к курсовой работе «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса» Я, Глотова Полина Михайловна, студентка группы Д-31. Представляю вашему вниманию курсовую работу на тему: «Дидактическая игра как средство.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста". Стремление познавать окружающий мир присуще.

Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников» Познавательный интерес-это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования интереса у дошкольников к ручному труду»Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования интереса у дошкольников к ручному труду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида. Мастер- класс Тема:.

Нравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к РодинеНравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к Родине С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей. Так начинается песня Марка Бернеса. Так с чего же.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» ВидеоПроект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Видео Цель проекта:Создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования интереса к труду у детей дошкольного возраста В настоящее время существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, отток детей.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Муниципальная августовская педагогическая конференция Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса.

Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой Родине в процессе реализации проекта Дошкольное воспитание Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у дошкольников
Опубликовано: 31 января 2018 в 14:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД