МААМ-картинки

НОД в старшей группе «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

Татьяна Мищеринова
НОД в старшей группе «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработал: Мищеринова Татьяна Васильевна. Старший воспитатель.

Цель: Ознакомление с русскими традициями выпечки хлеба и в современных условиях. Закрепить знания детей о выращивании хлеба. Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Задачи:

Публикация «НОД в старшей группе „Хлебушек душистый, теплый, золотистый“» размещена в разделах

- Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях. Расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении. Закрепить знания о зерновых культурах из которых делают муку. (Познание.)

- Закрепить знания детей о людях, которые выращивают хлеб. Хлеборобы, мукомолы, пекари. Воспитывать уважение к представителям данной профессии. Формировать знания и последовательность выращивания хлеба. (Познание, социализация.)

- Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека. (Познание, здоровье.)

- Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России. (Познание, социализация.)

- Развивать логическое мышление. Развивать любознательность детей.

- Развивать связную речь. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. (коммуникация)

- Продолжать воспитывать бережное отношение и уважение и к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми. Воспитывать патриотические чувства. Прививать любовь родному краю (Социализация.)

- Формировать умение работать с солёным тестом. Развивать детское творчество. Формировать умение работать сообща. (Художественное творчество.)

- Развивать такие социально-психологической черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой. (Социализация, коммуникация.)

- Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

Интегрируемые образовательные области: “Познание”, “ Коммуникация”, “Художественное творчество”, “ Социализация”.

Возрастная группа : подготовительная

Мотивация: изготовление хлебобулочных изделий для игры в магазин и поделится с детьми младшей группы.

Материалы и оборудование.

Ноутбук. Презентация для детей.

Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни.

Карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба.

Солёное тесто.

Приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка).

Предварительная работа:

Беседы о хлебе, о зерновых культурах, о выращивании хлеба о традициях русского народа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц.

Чтение художественной литературы : «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»(украинская сказка), «Легкий хлеб» (белорусская сказка, «Мужик и медведь» (Русская сказка, «Петушок и два мышонка» (Русская сказка,

«Хлеб растет» Э. Ю. Шим, «Земля на зернышке стоит» А. Владимиров, «Руки человека» Я. Дегутите. «Земля» Я. Дегутите.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть.

Воспитатель приглашает к себе и предлагает поиграть в игру

«Дружные ладошки»

Воспитатель:

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Дружные ладошки».

- Пожалуйста встаньте в круг и приготовьте свои ладошки. Ладошки теплые?

-Давайте поделимся теплом своих рук, будем передавать тепло друг другу слегка пожимая руку рядом стоящего.

- Я передаю вам свое тепло. А, вы друг другу. – Вот и ко мне вернулось тепло, которое я вам передала. И мне стало теплее от ваших теплых рук, добрых глаз.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю поговорить на очень интересную тему:

А на какую тему вы узнаете из загадки, послушайте вы обязательно отгадаете

«Рос на воле в поле

Летом цвел и колосился

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и тесто

Вырос он под синим небом

И пришел на стол он ….(хлебом).

2 часть.

- Я приглашаю вас в путешествие в прошлое, поговорим немножко о старине.

(Предлагает детям сесть на коврик)

Обращает внимание на каравай.

- Посмотрите какой красивый и ароматный хлеб – он называется каравай. Потому что он круглый, красивый и похож на солнце.

«Вот он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый

Словно солнцем налитой»

- Вы знаете, что на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. И не даром в старину говорили :

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

А. вы знаете, где в старину пекли хлеб?

- Ребята, я вам сегодня расскажу и покажу как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и еще много интересного.

Слайд.

Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его обязательно поднять. С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным

Слайд

Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками, городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением.

Слайд

Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах. К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь объединяла всю семью. Зимними вечерами возле нее собирались все домочадцы, рассказывал сказки, истории. В народе говорили: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу»

- Какие присказки и поговорки, выражения вы знаете о русской печи.

Высказывания детей.

- Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони.

- Добрая-то речь – если в избе есть печь.

- Печь нам мать родная.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Но, главное назначение печи было приготовление пищи, и выпечка хлеба.

Слайд.

А, сейчас мы с вами возвращаемся в современное время. Приглашаю вас на экскурсию в магазин хлебобулочных изделий.

- Что вы видите на витринах? (булочки, хлеб, батоны, пряники, мука.)

- А как вы думаете, чем пахнет в магазинах? А, Вы любите хлеб? Какой хлеб по вкусу?

А, как вы думаете, что означают слова «Хлеб всем голова»?

Дети: размышляют.

Воспитатель. Я предлагаю узнать где же пекут хлеб, хлебобулочные изделия в наше время, для нас с вами.

Слайды.

Высказывания детей. (На хлебозаводах, хлебопекарнях).

Воспитатель.

- А, как вы думаете, какие зерновые культуры используют в производстве для приготовления хлеба.

Высказывания детей.

(Рожь и пшеницу)

- Что получают из этих зерновых культур?

Высказывания детей.

Слайд.

- Пекут хлеб из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт- мука.

Хлеб получается черный и белый.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц.

Воспитатель

- Какие вы знаете пословицы о хлебе?.

Высказывания детей.

“Без хлеба – нет обеда”

Хлеб – батюшка, вода – матушка”

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Не шуба греет – а хлеб.

Хлеб- это сила, жизнь и здоровье.

Воспитатель

- О чем мы с вами сегодня узнали?

Высказывания детей.

Воспитатель.

– Ну что ж мы с вами узнали о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.

3часть.

Воспитатель. Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Подрастает зёрнышко – потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, ветерок его качает, к земле низко прижимает – вот как весело играет!

(Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклоны туловища, присели.)

4 часть.

Игра «Разложи по порядку»

Цель. Закрепить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтоб стать хлебом.

Воспитатель.

А, сейчас мы с вами проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала поиграет в игру с карточками «Разложи по порядку»

Вам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей которые вырастили хлеб.

Только раскладывать и рассказывать о действиях я предлагаю вам друг за другом, чтобы никому не было обидно.

Рассказывать надо по - порядку, чтобы было понятно как из «зернышка» получился хлеб.

(Дети по очереди раскладывают если необходимо, воспитатель добавляет).

Воспитатель подводит итог:

Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся хлеборобы, мукомолы, пекари и люди других профессий. Как вы думаете легко ли вырастит хлеб?

Высказывания детей.

Воспитатель:

Мы с вами знаем много стихов о хлебе,

Предлагаю прочитать стихотворение.

«И не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе»

И не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

Зерно вырастить в колосья

Их собрать, обмолотить

Получить муку, потом тесто надо замесить

В печь поставить, выпечь

А потом всех угощать».

5 часть.

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в пекарей и будем печь хлеб.

Давайте приготовим наши пальчики и поможем им.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем

Тесто жмем, жмем, жмем (движения в соответствии с тестом)

Пироги мы испечем.

Тесту тесно - мало места (обхватываем ладонь кулаком)

«Ох, пустите» - шепчет тесто (указательный палец к губам)

Ладно пустим, в печь давай! (раскрываем соединенные ладони, соединенные вместе, зовущие движения)

Народился каравай (раскрываем ладони, разводим руками)

Громко в дверь раздался стук (стучим)

Ну а я ни с места (грозит пальцем)

Мне никак не вынуть рук (руки вдоль туловища, пытаемся вытянуть)

Из густого теста (обхватываем ладонью кулак)

Художественное творчество.

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

(Воспитатель предлагает пройти за столы).

Воспитатель:

– И так, занимайте свои места.

- Какую же операцию необходимо выполнить сначала? Правильно, замесить тесто.

-Я вам немного помогла и тесто уже замесила. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь.

Воспитатель: Приступайте. Вы можете “ испечь” любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте. (Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия, воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку.)

– Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же вылепил каждый из вас.

(Обсуждение работ детей с показом, отмечая положительные аспекты.)

– Что ж мы вылепили наши хлебобулочные изделия. Что же делаем дальше? Правильно, отправляем в печь. Но печь у нас есть только на пищеблоке, я сейчас отнесу наши поделки в печку, потом заберёт и вам покажем

Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

(Воспитатель уносит поделки, а через некоторое время приносит и предлагает детям поиграть.) В свободное время поделки необходимо использовать в сюжетно – ролевых играх.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Экскурсия на хлебокомбинат.Экскурсия на хлебокомбинат. В прошлом году мы выпустили наших подготовишек в школу. Много интересных событий произошло за годы пребывания в детском саду. Одним из таких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 20:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мищеринова (УИ 125443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД