Получи документы

Тема опыта «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук младших дошкольников»

Елена Василькина
Тема опыта «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук младших дошкольников»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Приёмов для этого существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры-шнуровки, массаж и самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

Публикация «Тема опыта „Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук младших дошкольников“» размещена в разделах

Я работаю в ДОУ с 2010 года. Работа мне очень нравится, т. к. постоянно испытываю удовлетворенность от своей деятельности, радость от общения с детьми, вижу, что мои старания не проходят даром, чувствую ответственность за будущее детей. Это–то и подталкивает на постоянный творческий поиск новых путей, форм и методов воспитания и обучения воспитанников.

Мне интересен любой вид педагогической деятельности по всем разделам программы. Но особое внимание уделяю разделу программы – развитие речи детей, т. к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. В младшем дошкольном возрасте важное значение имеет развитие устной монологической речи, т. к. ее развитие закладывает основы дальнейшего успешного обучения и именно этот раздел программы по развитию речи является проблемным, что подтверждает анализ результатов выполнения образовательной программы и в детском саду в целом.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Регулярное опосредованное стимулирование речевых зон коры головного мозга положительно сказывается на речи детей младшего дошкольного возраста. Совершенствуются внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью. Прослеживается положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей. Формируются контрольно - оценочные навыки деятельности.

Долг воспитателя научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли. Это и подтолкнуло меня на поиск путей и способов более эффективных, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению” (В. В. Давыдов.)

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновении, становления опыта.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 2 до 3 лет). В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Целью работы стало: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой рук в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Новизна опыта состоит в насыщении работы по развитию речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста внедрением комплексов нетрадиционных приемов во все виды образовательной деятельности.

Комплексы нетрадиционных приемов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, игровую деятельность, работу с родителями). Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.

Задачи:

Образовательные:

• Формирование познавательной активности и творческого воображения

• Проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Развивающие :

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Развитие речемыслительной деятельности.

Развитие чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Воспитательные:

• Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

• Воспитание внимания к обращенной речи.

• Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

4. Формирование коммуникативных навыков.

Теоретическая база опыта

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка.

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.). Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

Работая над данной темой, я изучила и использовала следующую методическую литературу.

Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Санкт-Петербург, Лань, 1996. Настоящее пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, логопедов учителей подготовительных и начальных классов. Занятия, содержащиеся в данном пособии, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); оно знакомить детей с геометрическими фигурами, со счетом. Эти все функции тесно связаны с развитием речи, способствуя ее развитию.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль: «Академия развития», 1997г. В книге представлена программа развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Родители и педагоги найдут здесь игры и упражнения по развитию движений рук, смогут освоить с ребенком пальчиковую гимнастику, выполнить различные графические упражнения. В книге также описаны диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Е. И. Синицына. «Умные пальчики», серия «Через игру – к совершенству». Москва лист «1999». Пособие предназначено для родителей, воспитателей детских садов, гувернеров, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов. В книге собранно: пальчиковые игры – для развития мышления, речи, мелкой моторики; пальчиковые упражнения - для подготовки руки к письму, развития чувства ритма и воображения; игры для театра пальцев. Методика, положенная в основу этой книги, прошла многолетнюю апробацию в студиях творческого развития, детских садах, школах.

Тюменцева С. Н. «Готовим пальчики к письму». Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2006.

В книгу включены 34 занятия по развитию пальцев рук и подготовке детей дошкольного возраста к письму. Пособие рассчитано на учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Максимова Е. А., Рахматуллина О. Н., Травкина О. П., Черных А. Н. «Готовим пальчики к письму». Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, обруч, 2011.

Программа основана на апробированных эффективных методиках и оригинальных авторских разработках. В книге описаны особенности развития мелкой моторики рук у детей от рождения до школы, представлен годовой план занятии для всех возрастных групп детского сада, даны описания упражнении и игр, включенных в план. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки ребенка, родителям.

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.

B книге представлены игры с нестандартным оборудованием, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Издание предназначено педагогам ДОУ, а также может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

• центр изодеятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пальчиковые краски, пластилин, глина, штамповки и другое);

• центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (лего разного размера, кубики, мозаики, бросовый материал, строительные инструменты;

• театрально-музыкальная центр, в котором есть множество музыкальных инструментов (барабан, гитара, гармошка, дудочка и т. д);

• центр ряженья, где дети с огромным удовольствием переодеваются ежедневно и помогают друг другу (застегивают пуговицы, молнию, пытаются завязывать шнурки);

• центр сенсорного развития, где находятся разнообразные дидактические игры на развитие мелкой моторики;

• картотеки пальчиковых игр и упражнений

Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», «Тренируем пальчики - развиваем речь».

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, я продолжаю добиваться поставленной цели.

Анализ результативности

В результате опыта я наблюдаю у детей улучшение координации артикуляционного аппарата, совершенствование общей координации движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают.

Адресные рекомендации по использованию данного опыта

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Наглядное приложение

Консультации для родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь».

«Пальчиковые упражнения и игры».

«Пальчиковые игры с пластилином и глиной».

«Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами».

Приложение 1

«Тренируем пальчики — развиваем речь»

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная. Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Игры в домашних условиях для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.

1. Первое, что могут сделать родители для развития мелкой моторики детей – это массаж ладоней. В аптеке можно приобрести массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами. Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Его катают по ладоням, кольцо надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.

"Ёжик"

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

2. Любимые многими пальчиковые игры-забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем.

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять.

(Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Вдруг ворона подбегает,

(«Идти» по столу указательным и средним пальцами.)

Головой она кивает,

(Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз) .

аркает:»Вот и обед!»

(Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь — а червячков уж нет!

(Сжав кулачки, прижать их к груди)

3. Игры с сыпучими материалами: крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок. Тут большой простор для фантазии. Крупу можно просто насыпать в глубокую миску и дать ребёнку порыться в ней, покупать ручки. Можно смешать разные крупы. После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

4. Полезными игрушками являются различные шнуровки, нанизывание бусин. Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т. д. А можно просто взять макароны с большими дырочками.

Также полезны игры с прищепками. Можно поставить низкую сушилку для белья на пол или привязать между стульев толстую верёвку, а затем вешать с помощью прищепок носовые платочки и одежду кукол, а также можно сделать картинки с недостающими детали и с помощью прищепок дополнять картинки ( например: солнышку сделать лучики, а цветочку – лепестки) .

5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, замков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

6. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

7. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.

8. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Приложение 2

"Пальчиковые упражнения и игры".

ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий "заводит" машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком "ж-ж-ж!"

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

ПРОПЕЛЛЕР

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Чей пропеллер крутится быстрее?

В КОПНУ

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: "Чья копна на моей копне?" Обладатель верхнего кулака отвечает: "Моя!", и тотчас слышит: "Ветром сдует, огнем сожжет!" — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: "Чья копна в поле одна?" —"Моя!" —"Убирай, поезжай домой!" — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.

ГРЕБЕШОК

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.

КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ

Раз! -- поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.

Два! -- быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: "Мяу"!

Приложение 3

"Пальчиковые игры с пластилином и глиной".

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

-скатать самый маленький шарик;

-скатать самый большой шарик;

-скатать короткую "колбаску";

-скатать длинную "колбаску";

-скатать высокий столбик;

-скатать низкий столбик;

-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?

-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;

-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).

Приложение 4

"Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами"

Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:

1. "Карандаш".

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

2. "Бусинки-горошинки".

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Публикации по теме:

«Бусы» для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников«Бусы» для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников Развитие мелкой моторики рук очень актуальная тема на сегодняшний день. Именно мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания,.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и координации речи с движением «На самолете» (р/у) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши 5 раз) Будем острова искать (посмотреть из-под ладони) В самолете мы летим,.

Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы)Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически.

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рукИгры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Существует большое количество занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Все они делятся на группы: игры с мелкими предметами,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой.

Мастер-класс: пособие для развития мелкой моторики младших дошкольников «Занимательные дорожки»Мастер-класс: пособие для развития мелкой моторики младших дошкольников «Занимательные дорожки» Известно, что работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема опыта «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук младших дошкольников»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 20:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД