МААМ-картинки

Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

Инга Бульбас
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такое познание формируется в основном в наглядно — образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе познавательно - экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Публикация «Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время» размещена в разделах

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специальных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка, его личности.

Творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Особое внимание необходимо уделять таким элементам экспериментирования как цель, идеал, предвидение способов достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Развитие способности ребенка экспериментировать представляет собой систему, в которую включены демонстрационные опыты, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственной среде группы. Каждое фундаментальное естественно - научное понятие, с которым мы знакомим детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, движение, звук, свет и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Опыты и эксперименты проводятся чаще всего в старшем дошкольном возрасте, в младшем возрасте используют отдельные поисково - познавательные действия. Опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Закрепляя представления о сезонах года, необходимо в экспериментальной форме проводить опыты, направленные на характеристику сезона.

Опыты, проводимые с предметами неживой природы зимой. Выявление свойств и качеств снега, льда, воды.

Опыт № I.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды.

Налить из - под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха в комнате и на улице. Определить причины замерзания.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.

Принести снег и лед в помещение и наблюдать за таянием снега и льда.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него лепить, он должен быть влажным.

Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

Опыт № 5.

ЦЕЛЬ: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дней сугроба.

Опыты с растениями. Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу и необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена сухие и проращенные. Прорастить лук в пустой банке и в банке с водой.

Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: подвести детей к выводу, что для роста растений необходимо тепло.

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое - в холодное.

Опыт № 4.

ЦЕЛЬ: доказать разную потребность растений во влаге.

Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Опыты с животными. Выявление органов чувств животных.

Опыт № 1.

ЦЕЛЬ: определить, хорошее ли обоняние у кошки (собаки). Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами. Опыт № 2.

ЦЕЛЬ: выяснить, хорошо ли слышит кошка (собака).

Предложить детям шепотом позвать животное, поскрести ногтем по поверхности стола.

Опыт № 3.

ЦЕЛЬ: выяснить, какой корм любит животное.

Разложить перед животным разные виды корма.

В зимнее время года, учитывая подготовленность детей и воспитателей можно планировать и проводить опыты на развитие сенсорных способностей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира - их объединяют в раздел «измерения».

Опыты, направленные на развитие умения обобщать и классифицировать объединены в раздел «Вещество».

Опыты, направленные на знакомство детей с простейшими физическими понятиями «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «Человек и закон природы» способствуют подведению детей к выводу о том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.

Публикации по теме:

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Организация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее времяОрганизация прогулки с детьми младшего дошкольного возраста в зимнее время ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Использование игр-экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения Использование игр- экспериментов в работе с детьми с нарушением зрения. Дети дошкольного возраста- пытливые исследователи. Они познают.

Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста Михеева Юлия Викторовна Воспитатель МКДОУ Детский сад № 43 Студентка 5 курса специальности ДПП Приамурский государственный университет.

Картотека опытов и экспериментов Опыты и эксперименты для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Опыты с водой (знакомимся со свойствами воды) 1. Способность отражать.

Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение)Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение) Пищеварение «Зубы» Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Материал:.

«Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью опытов, экспериментов» Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на I полугодие (старшая группа) Сентябрь ДиагностикаОктябрь 1. Есть ли запах у воздуха? Цель: Проверим, имеет ли воздух запах. Предложить детям понюхать воздух – нет запаха.

Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа) Январь 1. Свет. Свет и тень Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема опытов и экспериментов с детьми в зимнее время
Опубликовано: 22 декабря 2015 в 14:07
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД