Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе «Опыты с водой, снегом и льдом»

Ирина Баштанник
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе «Опыты с водой, снегом и льдом»

Введение:

Люди, научившиеся …наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного. Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением.

Актуальность:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Участники экспериментальной деятельности:

Дети логопедической подготовительной группы, воспитатель

Баштанник И. А. ,учитель - логопед Гузь Г. Н.

Цель:

Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

1. Расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый).

3. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

4. Обогащать словарный запас детей.

5. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

6. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

7. Воспитывать любовь к природе.

Методы исследования:

1. Изучение литературы:

- энциклопедий;

- справочников;

-художественной литературы.

2. Беседа с родителями, друзьями;

3. Знакомство с презентациями.

4. Проведение экспериментов с водой, снегом и льдом:

1) «Прозрачность льда».

2) «Откуда берется иней».

3) «Почему снег мягкий».

4) «Таяние льда в воде».

5) «Замерзание жидкостей».

6) «Какие свойства».

7) «Разноцветные шары».

5 .Вручение медалей «Юный эксперт».

Ожидаемые результаты:

Формируется интерес к опытно- экспериментальной деятельности, развивает к стремлению познания мира и природы.

Гипотеза исследования:

Я считаю,что каждый ребенок должен знать свойства воды и уметь проводить опыты,радоваться полученным результатам!Это позволит ему развивать экспериментальные способности и умение изобретать.

Этапы опытно-экспериментальной деятельности:

1этап -подготовительный

1. Просмотреть важную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, документальных видеофильмах, электронных источниках и подготовить познавательный материал.

2. Подготовить просмотр фото слайдов «Вода и ее свойства».

3. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.

1) Рисование «Снежная поляна».

2) Аппликация «Речка,реченька».

3)Чтение стихов,загадок,сказок.

4. Просмотр презентации:

1) «Для чего нужен снег зимой.

2) «Вода и лед».

3) «Вода и ее свойства».

6. Просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович» ,

2 этап – основной:

1. Проведение экспериментов с водой,снегом и льдом».

1)«Прозрачность льда».

2) «Откуда берется иней».

3) «Почему снег мягкий».

4) «Таяние льда в воде».

5) «Замерзание жидкостей».

6) «Какие свойства».

7) «Чем пахнет вода».

7) «Разноцветные шары».

3 этап – заключительный.

1. Фотовыставка «Что мы любим делать!»

2. Вручение медалей «Юный эксперт».

Опыт № 1. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Предлагаю детям пройти по краю лужи,посмотреть каким цветом лед, ломается или нет, послушать как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается, там где мало воды он тонкий и хрупкий). Для того чтобы узнать прозрачный лед или нет,мы проводим эксперимент: в прозрачную ёмкость кладем мелкие предметы, заливает водой и выставляем на мороз. Затем смотрим результат (сквозь лед видны все предметы).

Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

Опыт № 2. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выношу термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляю до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 3. «Почему снег мягкий.

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Затем предлагаю взять ведерки и наносить снег в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, отдельные снежинки, которые ложатся рядом друг с другом, между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обращаю внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Чтение детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

Светла-пушистая.

Дорогой бурною

Снежинка белая,

Легко проносится,

Какая чистая,

Не в высь лазурную,-

Какая смелая!

На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт № 4. «Таяние льда в воде».

Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Опыт №5. Замерзание жидкостей.

Какая жидкость замерзает быстрей?

Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №6. «Какие свойства»

Материалы: Емкости со снегом, водой, льдом.

Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).

Опыт № 7. «Чем пахнет вода».

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

Опыт№ 8 «Разноцветные шары».

Материал:вода разного цвета,шары,лейка.

Ход:Добавляем в воду пищевой краситель,в каждую ёмкость разный цвет, затем выливаем с помощью лейки в воздушный шар,наблюдаем,что вода приняла форму шара и выносим на улицу,через время убираем шары и украшаем уличную площадку цветными шарами!

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Мы исследователи»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Мы исследователи» Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Конспект наблюдения за снегом и льдом в старшей группе на прогулке (декабрь) Цели:формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и предметами «Такая разная вода» для детей старшей группыОпытно-экспериментальная деятельность с водой и предметами «Такая разная вода» для детей старшей группы Программное содержание: Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада «Волшебница вода»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада «Волшебница вода» Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему «Волшебница - вода» Здравствуйте, детки! Я очень рада видеть вас.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Электричество». Игра «Что? Где? Когда?»Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Электричество». Игра «Что? Где? Когда?» Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе тема «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО». ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»[/b] Цель: обобщать и расширять.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыты с бумагой Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи исследования: - Развитие познавательных способностей детей.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Опыты с водойПознавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Опыты с водой Цели и задачи:Знакомить детей со свойствами воды (какая бывает вода) Развивать навыки проведения опытов, соблюдать правила безопасности.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в подготовительной группе «Путешествие с гномами» ПУТЕШЕСТВИЕ С ГНОМИКАМИ (опытно-экспериментальная деятельность с детьми в подготовительной группе) ЦЕЛЬ: Расширение представлений об объектах.

Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе-фотоотчетЭкспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе-фотоотчет Развитие познавательно-исследовательской деятельности (экспериментальная) входит в образовательную область "Познавательное развитие",.

Экспериментальная деятельность «Забавные опыты со льдом»Экспериментальная деятельность «Забавные опыты со льдом» Цели: - создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - продолжать формировать у детей интерес к исследовательской деятельности,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе «Опыты с водой, снегом и льдом»
Опубликовано: 21 января 2018 в 18:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...