Получи документы

Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности

Светлана Шурухина
Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности

Тема: «Организация предметно-пространственной среды для формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Шурухина С. Н.

МБУ школа 26

Введение

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежать в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов. Поэтому, следует пересмотреть подход к организации обучения детей по разделу: «Ознакомление с окружающим». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов»

Публикация «Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Поддъяков Н. Н.

Актуальность темы:

В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов:

Приказ Министерства образования от 17.10.2013 г. №1155 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". В требованиях в ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде (пункт 3.3) определено : среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, пространства, организации группы в соответствии возрастному этапу детей.

Развивающая предметно - пространственная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его интересов.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами, интересами и настроениями детей, а также с учетом поставленных педагогических задач.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности : витальных, социальных, духовных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в формировании любознательности и интереса к исследовательской деятельности, она обогащает личностное развитие, т. е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка и способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Проблема

Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, желанием самостоятельно узнавать окружающий мир, но не умеют самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации, делать выводы. Как организовать развиваюшую предметно-пространственную среду, чтобы она соответствовала новым требованиям ФГОС ДО и решала поставленные задачи?

Миссия проекта:

Формирование личностьи, которая нтересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, проявляет интерес к исследовательской деятельности. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, использовать различные источники для получения информации.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию предметно-пространственной среды для формирования любознательности и интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста и внедрить в практику новые подходы.

2. Выделить миссию и задачи формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности.

3. Определить механизм реализации содержания работы по формированию любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

4. Разработать методы, формы, приемы, средства, обосновать условия формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

5. Определить целевые ориентиры, достижение которых возможно в процессе реализации механизма формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Организовать работу в системе «Педагог-Ребенок-Родитель» на основе деятельностного подхода.

№ Участник проекта Командные роли Обязанности

1 Дети старшей группы Участник Проявлять интерес, любознательность, способность самостоятельно действовать

2 Родители воспитанников Участник-координатор Оказывает помощь в обогащении предметно-пространственной среды необходимыми атр

3 Педагоги Организатор Подбор информации

Модель формирования любознательности и интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Этапы Модели организации образовательного процесса

Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие (сотрудничество с родителями) Организация предметно-пространственной среды

ОД Режимные моменты

Подготовительный ОО «Познавательное развитие»

Тема: «Какие животные живут на севере?»

Цель:

1)Расширить представления детей о животных крайнего севера на основе игрового взаимодействия через образовательные области, закрепив представления детей о климатических условиях Севера;

2) Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспособлениями животных к данным условиям;

Противоречие: шерсть животных спасает их от суровых условий холодных стран, но какие свойства шерсти этому способствуют?

* Просмотр презентации «Животные севера».

*Д/и «Узнай по голосу» (прослушивание аудиозапись голосов)

* Динамическая пауза «Мы на севере живём»

*Опыт

«Исследование шерсти»

- наличие пуха

- на ощупь

- длину шерсти

-длину пуха (подшерстка)

- продуваемость

*Интерактивная игра «Интервью» по карточкам – схемам.

*П/и «Белые медведи».

*Просмотр фильма «Ледяной мир»;

*Рассматривание иллюстраций о севере.

*Рассматривание энциклопедий, книг по теме.

*Книжка-раскраска на тему

«Животные севера»;

*Д/и

«Четвертый лишний»,

«Кто где живёт»

*П/и «Полярная сова».

(девочки – совы, мальчики -мыши)

Предложить мальчикам вырезать маски «Животные Севера», а девочкам их раскрасить.

* Блиц-опрос: «Что интересно нашим детям

Цель: выявить знания родителей об интересах детей;

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».

*Предложить создание коллекции

«Животные Севера»

*Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

*Стэнд «Это интересно»

«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».

*Продумать содержание ППС, дизайн уголка «»

* Пополнить ППС настольно – печатными играми по данной тематике.

*Продумать

изготовление макета «Жизнь в Антарктиде»

*Обогатить уголок научной литературой по теме «Животные севера»;

Собрать коллекцию «Меховые шубки»

* Изготовление шаблонов (силуэтов) животных севера: белый медведь, северный олень, тюлень.

Содержательный Тема: «Белый мишка и его друзья»

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

(аппликация; технология «мозаика») использование шаблонов животных.

Цель:

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной изобразительной техники (обрывание бумаги)

Закрепив представления об особенностях внешнего вида животных.

*Д/и «Узнай по описанию»;

*Рассматривание н/д/м «Животные севера».

*Пальчиковая гимнастика «»

*Аппликация (обрывание бумаги и наклеивание её в шаблон)

* Организация выставки детских работ.

ОО «Речевое развитие»

Тема:«Жители ледяных пустынь»

Цель.

Активизировать связную речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Обогатить словарь детей существительными: :шерсть, пух, мороз, стужа; прилагательными: непромокаемый, непродуваемый.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

*Д/и «Расскажи о животном, которое тебе нравится»

* Игра - соревнование «Кто быстрее соберёт картинку»

*Опыт «Свойства шерсти».

- продувают шерсть

- создают ветер

- капают воду на шерсть

- рассматривают через лупу шерсть (ищут пух)

*Интерактивная технология «Интервью»

* Рисование в технике «Набрызг»

*Просмотр мультфильма «Умка»

*Педагог побуждает к активизации знаний через беседу- рассуждения, подводит к выводам о недостаточности знаний; выставляет глобус.

* Дидактическая игра «Подбери карточку-символ»

*Чтение стихотворения И Шесталова «Северное сияние»

*П/и «Северный-южный ветер»

*Рассматривание энциклопедии о жизни животных;

*Рассматривание глобуса (Антарктида. Арктика)

Предложить детям различные изобразительные средства для творческой деятельности.

Д/и «Кто как передвигается»

П/и «Важенка и оленята».

*Привлечение родителей к подбору материала для изготовления макета.

*Предложить помочь детям оформить в группе «Альманах»

- выбрать одно животное и дома подобрать и оформить материал о нём.

Изготовление переносных игровых модулей для организации с/р/и «Путешествие по Северу» *Оформление «Альманаха (песни, сказки, пословицы, потешки, считалки о животных).

*Создание макета (фигурки животных, изготовление окружающей среды для животных т. д.);

*Обновить атрибуты к сюжетно-ролевым играм; изготовить маски животных

*Обновить элементы костюмов для игр-драматизаций и театрализованной деятельности

Результативный - КВН «Животные Севера» проводится совместно с родителями.

- Участие в городском конкурсе «Северное сияние»

Ожидаемый результат - повысился уровень познавательной активности, любознательности;

- сформирован интерес к экспериментированию;

- закреплено умение устанавливать причинно – следственные связи;

- сформировано умение анализировать объект,явление, выделять существенные признаки;

-расширился кругозор по теме «Животные Севера»;

- развито умение рассуждать, аргументировать собственные выводы;

- сформировано умение строить партнёрские отношения между сверстниками;

- обогащена развивающая предметно – пространственная среда согласно принципу вариативности материалов.

- сформирован интерес у родителей к организации исследовательской деятельности с детьми.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия

1) воспитатели старших и подготовительных групп,

2) педагог-психолог,

3) заместитель заведующего по ВМР.

2. Научно-методические условия

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова [и др. ]. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2. Дыбина О. В. Поисково – познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. – Москва-Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование»,2002. – 131с.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.

4. Короткова Н. А. Познавательно – исследовательная деятельность старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду. - 2002.- № 3, 4, 5.- 2003,№ 1.

5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с.

6. Левашов И. И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008.- №7 -с. 85

7. Маневцова Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1973.- № 4.

3. Материально-технические ресурсы

Компьютер; магнитофон; диски с детскими песнями, сказками; изоматериалы; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; книги с русскими народными сказками, с рассказами и со стихотворениями; материалы для консультаций родителей; атрибуты для игр, энциклопедии; карточки-символы.

4. Нормативно-правовые ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/2540422/

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158523/

3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (ред. от 13.12.2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 28759.html?utm_campaign=hotdocs_day6&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=242922409

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70414724/

6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_161801/

5. Информационные

1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина [и др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книги для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез,1999.

4. Познавательно-речевое развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» : учебно-методическое пособие Часть 2 / Под ред. О. В. Дыбиной, Е. А. Сидякиной, А. Ю. Кузиной. – Тольятти : Форум. 2012. – 186 с.

6. Организационные

1. Изготовить с детьми масок «Животные Сервера».

2. Привлечь родителей к изготовлению коллекции «Животные Севера» и подбору литературы по теме «Животные Севера».

3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы новыми пособиями и оборудованием:

3.1. Увеличить количество настольно-печатных игр по тематике

3.2. Пополнить картотеку дисков и видеоматериалов (детские песни, сказки,пословицы,поговорки,потешки)

3.3. Обновить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, элементы костюмов для игр-драматизаций и театрализованной деятельности

3.4. Изготовить макет «Жизнь в Антарктиде»

3.5. Собрать коллекцию «Меховые шубки»

3.6. Изготовить шаблоны силуетов «Животные Севера» : белый медведь,северный олень,тюлень и т. д.

3.7. Создать макет (фигурки животных,изготовление окружающей среды для животных)

4. Разработать конспект ОД по теме «Животные Севера»

(Приложение 1)

5. Разработать консультации для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» и «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 2)

Публикации по теме:

Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Филиал ОКУ «Центр «Перспектива» в г. Курске Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Подготовила:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности по ФГОС Презентация по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС. Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго.

Организация предметно пространственной образовательной среды Организация предметно пространственной образовательной среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает.

Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы.Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский.

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение.

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 12:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД