Получи документы

Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами «Оригаметрия»

Вера Федорова
Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами «Оригаметрия»

Тема: «Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами» (Оригаметрия).

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

Введение.

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.

Публикация «Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами „Оригаметрия“» размещена в разделах

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. Оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение.

В начале периода, когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения. Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Связь искусства оригами и науки геометрии способствовала появлению на свет новой науки – оригаметрии, которая дает новый простор в развитии этих наук. Оригаметрия - область очень молодая, и пока не существует ни соответствующих программ, ни учебников, которые давали бы подробный систематически материал. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как Антон Семенович Макаренко, Тамара Семеновна Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Фридриху Фребелю. (фото педагогов)

Особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в дошкольных учреждениях.

«Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами»» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. От её решения зависит не только успех подготовки дошкольников к изучению систематического курса геометрии в школе, но и повышение уровня их математических знаний в целом.

В наше время в развитых странах обучение геометрии при помощи оригами практикуется во многих детских садах. Простая операция складывания бумаги не требует особых навыков, кроме воображения; порождает своеобразную геометрию, не менее богатую, чем геометрия циркулем и линейки.

С помощью оригаметрии есть возможность показать, что математика не сухая наука, а красота и гармония. Лист бумаги – это плоскость; согнув его получается линия пересечения плоскостей. В процессе преобразования плоских и объёмных фигур с применением методов оригами ребёнок оперирует геометрическими объектами, усваивает геометрические понятия, экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур, их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Складывание бумаги – процесс творческий. Можно сложить так, а можно иначе. Работа кистей рук. Развивается моторика, оттачиваются мелкие движения пальцев, его пальцы становятся «ловчее» а, следовательно, улучшается и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания на опыте детей.

Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к дошкольному и школьному обучению. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе, тревожного состояния его в школе.

Оригами один из методов конструирования из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. ( пример: базовые формы)

Материал по оригами можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи ( пример: пальчиковый театр, фигурки, которых сделаны по схемам оригами)и экологии (на примере дидактической игры «Четвертый лишний», «Найди сходства и различия», фигуры, которых также сделаны по схемам оригами, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.

В подготовительной группе работа по изучению геометрических фигур включает в себя следующие задачи:

Обучающие

• Закрепить знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах; понятия и базовые формы оригами.

• Формирование умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

•. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам, по описанию, представлению.

• Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей).Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

• Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики рук и глазомера.

• Развитие художественного вкуса, конструктивных, творческих способностей и фантазии детей, с учётом индивидуальных особенностей.

Воспитательные:

• Воспитание интереса к искусству оригами.

• Расширение коммуникативных способностей детей.

• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

• Приобщение детей к мировой культуре, формирование эстетического вкуса.

Для решения поставленных задач мы используем оригами, в основном «Классическое», на занятиях по математике и ручному труду.

Оригами в математике

Виды оригами : Оригами могут быть плоскими и объемными.

Простое (классическое)оригами ( пример: слайд)

Плоские оригами называют также односторонними оригами : предмет определяется только, с одной стороны. Обычно такие изделия используются для аппликации. В этом случае используется клей. ( пример:слайд)

Очень красивыми и эффектными являются аппликации в виде мозаики. Мозаика - это аппликация, элементы которой расположены вплотную друг к другу (детали могут прикладываться одна к другой или накладываться одна на другую). Мозаика может использоваться и для выполнения объемных конструкций. Простое оригами также может быть и объемным.

Модульное оригами

Это вид объемного оригами. Готовятся одинаковые модули, которые затем вкладываются один в один. Клей не используется. (пример слайд)

Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам. ( пример: при складывании квадрата по диагонали дети могут сравнить углы получившегося треугольника и ответить на вопросы: Все ли углы одинаковые? Углы наклона одинаковые или разные? Какие углы одинаковые? Как они расположены? И т. д.)

В оригаметрии считается :

а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании;

б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

В настоящее время математическое образование является основным для людей многих профессий. Искусство оригами подходит для изучения геометрического материала.

Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как:

а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

б) найти все квадраты;

в) найти все треугольники;

г) дать название изображениям;

в) складывание квадрата, смежные стороны,

На первом этапе дети в процессе складывания простейших фигурок знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник, ( пример: при складывании какой-либо фигуры мы с детьми проговариваем, что получится при складывании квадрата по диагонали (треугольник) или вертикали (прямоугольник) понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия, горизонтальная линия, ( пример: также проговариваем вместе с детьми)их свойствами и учатся основам техники оригами. На этом этапе в игровой форме дети делают плоские фигурки. (пример слайд)Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом этапе ребенок учится складывать фигурки по образцу. (пример слайд)

На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. ( пример: использование дидактических игр: «Назови и покажи», «Конструкторское бюро», «Покажи правильно». Эти игры помогают детям запомнить условные обозначения оригами и базовые формы.

Например, рассматриваем дидактическую игру «Конструкторское бюро» : цель этой игры: Закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы и выполнять действия по схемам, согласно условным обозначениям,

добиваясь конечного результата.

Описание игры: У детей - квадраты бумаги, у педагога – карточки с условными обозначениями. Задумав какую-то модель, педагог поочерёдно показывает карточки.

Дети выполняют действия, согласно знакам, проговаривая вслух, что они делают.

Более сложный вариант – дети работают самостоятельно, молча.

У тех, кто слушал внимательно, всё делал точно, и результат получится отличный). Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает ребенку опыт работы с геометрическим чертежом.

Формирование представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.

Значение оригаметрии для развития детей :

1. Учит различным приёмам работы с бумагой : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Пример слайд)

2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуя мелкую моторику рук. пример)

3. Развивает глазомер. Пример: при складывании бумаги по вертикали или горизонтали, нужно сложить так, чтобы все углы сошлись друг с другом)

4. Учит концентрации внимания.

5. Учит следовать устным инструкциям. пример)

6. Стимулирует развитие памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить алгоритм её изготовления, приёмы и способы складывания.

7. Закрепляет представления о геометрических фигурах, понятиях: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина; при этом активизируется словарь ребёнка специальными терминами. Пример:, острый, тупой уголы, триугольная пирамида, четырехугольная пирамида, четырехгранник (параллелепипед, многогранники (Додекаэдр, гептаэдр и т. д.)

8. У ребёнка развивается пространственное воображение. (верхняя, нижняя, правая, левая стороны, диагональ, верхний, нижний, правый, левый углы, «глухая» сторона,» «глухой» (нераскрывающийся) угол, раскрывающийся угол, левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний углы, центральная горизонтальная линия центральная вертикальная линия, центр фигурки)

9. Дети учатся читать чертежи. Пример: при помощи дидактических игр)

10. У детей развиваются творческие способности, активизируется воображение, фантазия.

11. Совершенствуются трудовые навыки; дети учатся аккуратности, бережному, экономному использованию материала

На занятиях по математике при помощи оригами с дошкольникам мы использовали следующие типы заданий:

– найди и покажи горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

– сложи квадрат разными способами; пример слайд)

– дай названия изображениям;

– найди все квадраты ;

– найди все треугольники.

При помощи этих заданий, а также при изготовлении несложных базовых форм и фигурок в технике оригами, в которых присутствуют данные понятия, мы выявили, какими геометрическими знаниями и представлениями обладают учащиеся на вербальном уровне.

По этим заданиям задавали следующие вопросы:

– Какие геометрические фигуры ты знаешь?

– Какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в детском саду, на улице?

– Можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или птицу?

– Можно ли найти животное или птицу, похожих на одну или на группу геометрических фигур?

– Из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник?

В зависимости от уровня подготовленности дошкольников в задания добавляли более сложные вопросы, обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания.

На первых занятиях мы знакомили ребят с основными приемами техники оригами. (показ приемов). (при помощи дидактических игр)

Особенности этих приемов таковы, что уже на этапе ознакомления с ними дети отрабатывают основные геометрические понятия. Для этого хорошо подходят несложные базовые формы – дом, лодка, бумажный змей, створки двери, книжка, вертушка, а также задания на получение треугольника, квадрата (блинчик). На этих же занятиях можно отработать технику складывания.

При проведении первых занятий мы обращали особое внимание на допускаемые ошибки: неравенство сторон, не параллельность сторон, неравенство углов при делении угла пополам. Безусловно, многие из погрешностей объясняются недостаточно развитой моторикой и координацией движений детей. Но основным недочетом дошкольников является недопонимание математического смысла выполняемых фигур.

Закрепляли полученные на первых этапах знания и умения с помощью выполнения фигурок оригами, а также задания на получение многоугольника. Вот, например, как мы делали маску кошки:

Дети, давайте вспомним, какие линии сгиба и перегиба мы с вами уже знаем и как они обозначаются на схеме (сгиб «долиной», «горой», перегиб «долиной», «горой»). Покажите на схеме эти сгибы и перегибы (дети выполняют задание). Чтобы сделать маску кошки, какой формы лист нам понадобится? (квадратной). Посмотрите на схему и подумайте, что мы должны сделать? (согнуть квадрат по диагонали «долиной»). Какая фигура получилась? (треугольник). Посмотрите на схему и скажите, как мы должны положить треугольник? (прямым углом вниз). Что нужно делать дальше? (перегнуть пополам «долиной»). Как вы это узнали? (по изображению стрелки и прерывистой линии). Вспомните, как мы делали маску собаки. Также для маски кошки сгибаем на себя слева вниз и справа вниз два треугольника, не доводя углы до намеченного сгиба. Как нужно согнуть «горой» или «долиной»? («долиной»). Где левая сторона фигуры, правая? (дети поочерёдно поднимают руки). Получились ушки кошки. Читаем схему дальше: надо перевернуть маску ушками вверх, затем развернуть обратной стороной. Далее загнуть маленький треугольник сверху мордочки кошки. «Долиной» или «горой» выполнены сгибы? («горой»). Маска готова, осталось только «оживить» её с помощью линий и точек. Какая красивая кошечка у вас получилась. Посмотрите на схему сборки маски собаки и кошки. Что общего в сборке этих масок? (они обе сделаны из базовой формы – треугольника). А чем они отличаются? (у маски собачки на один сгиб больше, чем у маски кошки). Сколько сгибов у маски собаки? (6, а у маски кошки? (5).

И последним завершающим этапом мы учили детей делать объёмные геометрические фигуры такие как : куб, треугольная- и четырехугольная пирамида, цилиндр, конус, параллелепипед и другие фигуры.

Проверяли степень продвижения дошкольников в овладении геометрическими понятиями, а также выявляли степень их интереса к математике следующими заданиями:

– раскрась все квадраты;

– раскрась все треугольники;

– назови геометрические фигуры и составь из них картинку «Геометрическая мозаика»;

– подбери необходимые геометрические фигуры и составь из них изображение лисенка;

– преобразуй изображение попугая в отдельные геометрические фигуры, вырежи их и сложи изображение ;

– подбери подходящую базовую форму и сложи попугая.

Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, интереса. Особенно эффективно использование геометрических основ оригами для занятий математикой во вне занятий. Эта работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у дошкольников интереса к учебной деятельности, так как содержание вне занятий не столь строго регламентировано, оно позволяет более полно и оперативно использовать новейшие методики и формы обучения дошкольников.

Для закрепления мы используем практический метод – это дидактические и интерактивные игры:

«Что напутал художник",

"Угадай кто лишний" :

«Геометрическая мозаика»;

«Назови и покажи»;

«Конструкторское бюро»;

«Покажи правильно»;

«Назови геометрическую фигуру»;

«Найди сходство и различие»;

«Найди ошибку»;

«Собери разбитые предметы»;

Взаимодействие с семьей.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.

Провели с родителями семинар-практикум "В стране оригами".

Показали мастер класс «Наши пальчики играют», а так же у нас прошло родительское собрание «Оригами в нашей жизни».

Чтобы ознакомить родителей с данной темой мы оформляем

папки – передвижки. В спокойной обстановке родители могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. «Оригами»

Консультации:

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»;

«Значение оригами для развития мелкой моторики»;

«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»;

«Оригами и психология»;

Памятка:

«Общие правила при обучении техники оригами»;

Буклеты для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

Создание условий в группе.

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

- оборудовали место в группе - уголок оригами; пример) картотеки схем и дидактических игр по оригами.

- сделали по операционные карты на каждую фигурку;

- изготовили схемы базовых форм.

- подобрали литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

Заключение.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт, формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.

Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.

Вывод: искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами можно выйти за границы стандартной математики и познакомиться на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.

1. Афонькин, С. Ю., Капитонова, И. В. Оригами и геометрия – Чебоксары : ЧГУ, 1993. – 28

2. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2004. – 272 с., ил.

3. Афонькин, С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М. : Легкая промышленность, 1995. – 32 с.

Кошелев, В. М., Афонькин, С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб. : Кристалл, 1999. – 160

Оригами помогает геометрии. под ред. Н. И. Чиканцевой. – М. : МГПУ, 1995. – 30 с.

10. Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги.

Публикации по теме:

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Организация работы по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы» Выполнила Данилова Н. А. МБДОУ №64 Воспитатели и специалисты.

Организация воспитательной работы в ДОО с детьми группы риска Из опыта работы Железова М. Е., Струцкая А. В. БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» В работе с детьми группы «риска».

Циклограмма. Организация работы с детьми старшей группы на 2015–2016 учебный год Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 7:00 Утренний приём детей на свежем воздухе (при неблагоприятных погодных условиях в группе).

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы Физическое развитие шести летнего ребенка, состояние его здоровья в этот период по - прежнему требует самого пристального внимания. Ежегодно.

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с использованием ИКТ Доронина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6». Как у маленького деревца, поднявшегося над землей,.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Пасхальное настроение с помощью модульного оригамиПасхальное настроение с помощью модульного оригами С празднованием Пасхи связано множество обычаев и обрядов, к числу которых относится христование крашеными яйцами. Яйцо – это главный символ.

Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством интерактивных методов обучения» Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством использования интерактивных методов обучения» Старший.

Организация развивающей работы с детьми Комментарий к презентации по развивающей работе с детьми. Рассмотрим феномен «картины группы». Выбор статуса группы происходит по следующим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми по овладению геометрическими категориями с помощью оригами «Оригаметрия»
Опубликовано: 19 июня 2016 в 19:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД