Папки-передвижки

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС

Татьяна Юткина
Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС

Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

Публикация «Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС» размещена в разделах

Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций.

В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) и связывают ее с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов.

Дети с ММД:

- менее стрессоустойчивы,

- снижена умственная работоспособность,

- наблюдается моторная неловкость,

- повышенная утомляемость,

- излишняя чувствительность,

- у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Основной дефект у детей с ММД связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» (Заваденко Н. Н.).

Для постановки диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» необходимо наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Понятие "невнимательность" складывается из нескольких признаков. Один из самых важных – ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. Он не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, поэтому создается впечатление, что он просто игнорирует слова и замечания окружающих. Невнимательный ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца, что часто воспринимается как протест. Все дело в том, что он не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией.

Невнимательные дети нередко сталкиваются с большими трудностями в процессе организации собственной деятельности. Они стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно все забывают.

Для того чтобы определить у ребенка "невнимательность", ему должно быть свойственно как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются, по меньшей мере, в течение полугода и выражены постоянно, что не позволяет дошкольнику адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие "гиперактивность" характеризуется следующими признаками.

Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. п. Двигательная активность такого ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. Они всегда нацелены на движение.

Об импульсивности ребенка свидетельствуют следующие признаки.

Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребенок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности также можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

Итак, признаки синдрома дефицита внимания следующие.

Дети постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают, очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы "не вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Отчетливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении. Ребенок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.

Такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд "неуспевающих", он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и не берут в игру дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребенок становится лидером в коллективе.

Комплексная работа с учетом особенностей гиперактивных детей должна проводиться взаимосвязано: с врачом, психологом, воспитателем или педагогом и при участии родителей.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка и пути преодоления.

Во-первых, недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. Для этого необходимо больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

Во-вторых, недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. Родителям можно составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

В-третьих, неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева».

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя», не читатайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

6. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

7. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

8. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

10. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Не менее ответственна роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит воспитателям. Для этого нам необходимо:

1. Взаимоотношения с гиперактивным ребенком строить на принципах согласия и взаимопонимания; в своей практике я использую различные игры, например «Разговор с руками». (Шевцова И. В.) Цель: Научить детей контролировать свои действия.

2. Работу с ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

3. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение. Учитывать, что такие дети не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.

4. Во время НОД ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

5. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к воспитателю в случаях затруднения.

6. Дозировать ребенку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

7. Очень важен физический контакт с ребенком. Приобнять его в трудной ситуации, успокоить – со временем это дает выраженный положительный эффект.

8. В течение дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки». Для этого я использую занятия физическим трудом, спортивные упражнения, подвижные игры, такие как: «Бездомный заяц», «Послушай тишину», «Сделай так», «Морские волны», в которых развивается быстрота реакции, внимание, мышечный контроль, умение владеть собой, отработка навыков невербального взаимодействия с детьми, умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снижается мышечное напряжение.

9. Важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. С этой целью можно использовать такие игры, как «Маленькая птичка», «Клубочек».

10. Если есть возможность, лучше выделить для ребенка место в игровой комнате для уединения и игр.

11. Необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры, показательные выступления.

Для профилактики неконструктивного поведения гиперактивного ребенка необходимо :

- заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. ;

- чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а, например, заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка;

- выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение;

- выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, дома;

- просить ребенка вслух проговаривать эти правила;

- дать возможность ребенку перед началом занятия сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и особенностей работы с такими детьми позволит взрослым, окружающим ребенка дома и в дошкольном учреждении, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с часто болеющими детьми дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

Использование интегрированных занятий в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения Бурякова О. Ф. – учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида.

Использование нетрадиционного материала в работе с детьми по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО «Источники творческих задатков и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (ноябрь, 2 неделя) Тема: «Россия. Москва». Итоговое мероприятие: Тематический вечер «Мы живём в России» Организация развивающей среды для самостоятельной.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы. Октябрь. 3 неделя Тема: «Профессии» Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Социально-коммуникативное.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (Сентябрь, 1 неделя) Тема: «Воспоминания о лете». Образовательные задачи: Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (Сентябрь, 2 неделя) Тема: «Улицы моего города». Образовательные задачи: Познавательное развитие: формирование представлений детей об объектах окружающего.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 18:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД