Лучший педагог года

Пересказ сказки «Три медведя» с использованием опорных моделей в средней группе

Елена Горшкова
Пересказ сказки «Три медведя» с использованием опорных моделей в средней группе

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию детей средней группы

по технологии «Ситуация»

деятельностного метода Л. Г. Петерсон («Школа 2000…»)

Тема: Пересказ сказки «Три медведя» с использованием опорных моделей.

Воспитатель высшей категории Горшкова Елена Викторовна ДОУ №114 г. Липецка

Публикация «Пересказ сказки „Три медведя“ с использованием опорных моделей в средней группе» размещена в разделах

Тип образовательной ситуации: «открытие нового знания».

Логическая основа образовательной ситуации:

Новое знание – научиться замещать персонажей сказки и предметы геометрическими фигурами (моделями).

Индивидуальное затруднение – ребенок не может выполнить задание, так как ни разу не сталкивался с таким видом пересказа, не знает, что такое «модели».

Цель деятельности детей («детская цель») – выполнить просьбу сказочного персонажа, порадовать его, используя новый способ пересказа близко к тексту.

Результат – умение пересказывать сказку с использованием опорных моделей.

Цель: учить пересказывать сказку последовательно, опираясь на модели.

Задачи:

отрабатывать умение детей замещать персонажей сказки и предметов, которые им принадлежат с помощью моделей-заместителей;

познакомить детей с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака, которое одновременно распространяется на разные группы предметов;

закреплять умение распространять предложения путем введения определений;

развивать мышление, творческое воображение;

воспитывать желание помогать друг другу во время работы.

Оборудование и материалы:

ноутбук;

кукла Маши из мультфильма «Маша и медведь»;

карточки с изображением героев сказки и предметов, которые им принадлежат (стулья, ложки, миски, кровати);

геометрические фигуры – модели героев и предметов на каждого ребенка.

Предварительная работа:

чтение сказки «Три медведя»;

беседа по содержанию;

рассматривание картинок к сказке;

раскладывание картинок в соответствии с сюжетом;

дидактическая игра «Какой картинки не хватает»;

дидактическая игра «Какая картинка стоит не на своем месте».

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель:

- Ребята, любите ли вы смотреть мультфильмы? Какие? (Ответы детей).

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из любимого мультфильма «Маша и медведь».

Воспитатель говорит, что сегодня Маша пришла к ним в гости (показывает её). Она принесла картинку. Маша не знает название сказки и просит нас помочь. Поможем Маше? (Ответы детей)

(Дети рассматривают картинку и приходят к выводу, что перед ними сюжет из сказки «Три медведя»).

2. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

- Ребята, Маше очень хочется послушать эту сказку. Она просит прочитать ее.

- Можете вы выполнить ее просьбу? (Нет).

- Почему? (Потому что не умеем читать).

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь или не умеешь? (Нужно попросить того, кто умеет).

- Кого вы можете попросить? (Вас).

- Я, конечно, могу прочитать Маше сказку, но, думаю, будет гораздо интереснее, если вы сами ее расскажете. Вы со мной согласны? Ведь мы с вами уже читали и даже пересказывали эту сказку. Вспомните, что в прошлый раз помогло нам пересказать ее? (Картинки, которые мы раскладывали по порядку).

- Да, тогда вы успешно справились с заданием. Вспомните игры, в которые мы играли. («Какой картинки не хватает», «Какая картинка лежит не на своем месте»).

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором разложены геометрические фигуры разного цвета.

- Ребята, что вы видите на столе? (Круги, прямоугольники, квадраты).

- Как их можно назвать, одним словом? (Геометрические фигуры).

- Я предлагаю рассказать вам сказку, используя эти фигуры. Можете вы это сделать? (Нет).

- Почему? (Потому что никогда так не делали).

- Хотите научиться? (Да).

3. Открытие нового.

- Давайте постараемся вспомнить сказку с помощью этих фигур.

- Как вы думаете, каким цветом могут обозначаться медведи? (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель должен помочь им понять, что медведей обозначают коричневые прямоугольники, поскольку медведи тоже коричневые). Каждый ребенок берет себе по три коричневых прямоугольника. Воспитатель просит обратить внимание на то, что прямоугольники отличаются по величине.

- Почему? (Ответы детей).

- Какой был папа-медведь? А мама-медведица? А Мишутка?

- Что может обозначать в сказке красный прямоугольник? (Если дети испытывают затруднение, воспитатель помогает найти ответ).

- Сравните маленький коричневый прямоугольник и красный. Что можно сказать? Какие они по размеру? (Одинаковые).

- А теперь нам нужно подобрать предметы для наших героев. Что Маша увидела на столе в первой комнате? (Три чашки и три ложки).

- Давайте выберем из геометрических фигур заместители чашек и ложек. (Дети выбирают три белых кружка и три белых прямоугольника. Обсуждая каждый предмет, важно показать детям, как он соотносится с медведем, которому принадлежит. То есть, что самая большая миска и ложка подходят самому большому медведю. Миска и ложка поменьше – Настасье Петровне, самые маленькие предметы – Мишутке).

- Какие стулья стояли возле стола?

- Чей стул был самый большой?

- Чей стул был поменьше?

- Чей стульчик самый маленький?

- Какие из оставшихся фигур у нас будут обозначать стулья? (Желтые квадраты).

- Почему Маша не смогла сесть на большой стул? (Стул – большой, а Маша – маленькая).

- Почему Маше было удобно сидеть на самом маленьком стульчике, есть из маленькой миски маленькой ложкой? (Потому что она сама маленькая).

- Почему Маша сломала стул? (Маша на нем качалась, а качаться на стуле нельзя, поэтому он сломался).

- Что увидела Маша во второй комнате?

- Кому принадлежала самая большая кровать?

- Кому принадлежала кровать поменьше?

- Кому принадлежала самая маленькая кровать?

- Какие фигуры у нас остались? (Желтые прямоугольники).

- Что они будут обозначать? (Кровати).

- Почему Маше было удобно на кровати Мишутки?

- Ребята, давайте проверим, подходят ли выбранные предметы нашим героям. (Дети выкладывают в ряд сначала все самые большие фигуры, потом фигуры поменьше, в конце – самые маленькие: коричневый прямоугольник, белый круг, белый прямоугольник, желтый квадрат, желтый прямоугольник). Еще раз следует повторить, что красный прямоугольник (Маша) равен самому маленькому коричневому прямоугольнику (Мишутке, поэтому девочке подходят все Мишуткины предметы.

4. Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили, Круговые движения головой поочередно

в разные стороны.

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали, Наклоны в стороны, руки вперед.

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили Ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед.

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали, Подскоки на месте.

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

5. Включение нового в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям рассказать для гостьи сказку, используя модели, которые они только что отобрали.

- Мы будем выкладывать прямоугольники, квадраты и круги и в то же время рассказывать для нашей Машеньки сказку.

- «Однажды девочка Маша пошла в лес и заблудилась. (Воспитатель и дети кладут перед собой красный прямоугольник). Стала искать дорогу домой, а пришла к домику. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей. Первая чашка была (воспитатель делает паузу, чтобы дети охарактеризовали предметы по величине и принадлежности к соответствующему персонажу) большая Михайла Ивановича (выкладывают самый большой круг, вторая…поменьше Настасьи Петровны (выкладывают круг поменьше, третья чашечка…самая маленькая была Мишуткина (выкладывают самый маленький круг)».

Таким образом, воспитатель и дети рассказывают всю сказку. Дойдя до места, когда пришли медведи, уместно задать вопросы:

- Каким голосом говорил Михайло Иванович? (Громким грубым голосом).

- Каким голосом говорила Настасья Петровна? (Голосом тише).

- Каким голосом говорил Мишутка? (Тоненьким голосом).

6. Осмысление.

- Что вы сегодня делали?

- Кому смогли помочь?

- Да, ребята, мы помогли Маше: вспомнили название сказки, и рассказали её по новому, с помощью геометрических фигур.

Маша благодарит вас, желает всего хорошего и обещает придти в гости еще. Большое всем спасибо.

Публикации по теме:

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя»Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Показ сказки «Три медведя» Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием опорных сигналов «Кто спрятался от нас?»Конспект НОД по познавательному развитию с использованием опорных сигналов «Кто спрятался от нас?» Уважаемые коллеги, добрый вечер! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию с использованием.

Конспект интегрированной ОД по ФЭМП в средней группе по сюжету сказки «Теремок» с использованием ИКТ Конспект интегрированной ОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Теремок» с использованием ИКТ Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей)Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей) Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорийлогопедическая подготовительная к школе группа Цели занятия:.

План-конспект НОД с дошкольниками в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1)«Речевое.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» Цель:развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок». Задачи: Образовательные: - Формировать умение составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ сказки «Три медведя» с использованием опорных моделей в средней группе
Опубликовано: 1 октября 2020 в 09:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД