Светлана Сидорова
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира
Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество,
безопасность, здоровье
Тема: Почему диких животных называют дикими?
Программное содержание:
Образовательные задачи :
1. формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных;
Развивающие задачи:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
1. расширять первоначальные представления детей о лесе и его обитателях (лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу под елками: белого зайца на белом снегу совсем не видно; волк тоже живет в лесу, норы не имеет, охотится за зайцами и другими животными; заяц боится волка и убегает от него; медведь спит зимой под снегом в берлоге; лиса бегает по лесу, охотится за зайцем и мышами, живет в норе);
2. активизировать и расширять словарь прилагательных;
3. закреплять представления детей о снеге, его свойствах, о его роли в жизни животных и растений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к животному миру.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон; чашка со снегом; карточки с нарисованными дикими животными; дуга с колокольчиком; игрушка бибабо «медведь», корзина; карточки с нарисованными морковками, ботва от морковки, для аппликации, кисточки для клея, розетка для клея, клей, клеенки, бумажные салфетки; карточки с нарисованным контуром зайца, белая гуашь, жесткие кисточки; карточки с нарисованной воском мышкой, стаканы с подкрашенной в синей цвет водой, широкие кисти; доски для лепки, комочки красного пластилина, матерчатые салфетки.
Предварительная работа:
1. Просмотр зимних пейзажей
2. Просмотр плакатов «Зима в лесу», «Дикие животные», «Животные в лесу зимой»
3. Беседы о животных
Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей) : проявляет интерес к животным. К их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; знает и называет некоторых диких животных; проявляет интерес к окружающему миру, имеет первоначальные представления о снеге (цвет снега – белый, снег холодный, ледяной, мокрый) и его роль в жизни растений.
Виды детской деятельности : рассматривание иллюстраций, узнавание, называние и различение особенностей внешнего вида и образа жизни диких животных, слушание рассказов воспитателя о животных; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателем по определению основных свойств снега (холодный, в тепле тает).
Виды интеграции образовательных областей :
Познание:расширять представления о диких животных; продолжать формировать знания детей о снеге и его свойствах.
Коммуникация: формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Чтение художественной литературы: продолжать учить детей слушать небольшое стихотворение, называть сказки по заданному сказочному герою.
Социализация: продолжать формировать у младших дошкольников способность следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться; имитировать движения, мимику, интонацию.
Художественное творчество: закреплять навыки и умения при работе с клеем, акварелью и кистью; развивать умения раскатывать комочки пластилина круговыми движениями.
Безопасность: продолжать формировать понятие детей : снег холодный, грязный, его нельзя есть, можно заболеть.
Здоровье: обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I.Вступительная часть
1. Организационный момент
Сюрпризный момент.
Входит воспитатель в костюме Зимы. Читает стихотворение:
Я - Зимушка-зима
Как нынче хороша!
Снегами белыми богата!
И в гости к вам пришла, ребята!
- Здравствуйте, девочки и мальчики.
- Я – Зима, пожаловала к вам в гости.
2. Введение в тему
- Хотите отправиться со мной в зимний лес?
- Быстро в саночки садитесь, эй, поехали, держитесь.
• Дети вместе с воспитателем под музыку «едут на саночках».
• На экране появляется картинка зимнего леса.
- Неужели это лес?
- А сколько деревьев растет в лесу? (много)
- Чтобы лучше увидеть всю красоту зимнего леса, необходимо взять «бинокли». Берем и рассматриваем.
- Посмотрите как красиво, не правда ли? Много деревьев в лесу, много снега.
• На экране поочереди появляются картинки диких животных на фоне зимнего леса.
• Дети с помощью вопросов воспитателя составляют о каждом небольшой рассказ.
• Вопросы воспитателя
- Кто это? Какой (какая) она?
Лиса (какая) - пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная.
Заяц (какой) - трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый.
Волк (какой) – серый, злой, зубастый…
Медведь (какой) - косолапый, неуклюжий, бурый, сильный.
II.Основная часть
• Воспитатель делает обобщение (Дети опускают бинокли)
- Как назвать лису, зайца, волка, медведя одним словом? (животные)
- Где они живут? (в лесу)
- Кто им добывает пищу? (сами)
- Какое у них жилище? Где они спят?
Лиса в норе.
Заяц в снегу под елкой.
Волк в логове.
Медведь зимой в берлоге спит.
- Таких животных называют дикими.
• С экрана исчезает картинка медведя. На руке у воспитателя – Зимы появляется кукла бибабо «медведь».
Медведь: Здравствуйте мальчики и девочки.
Медведь: Скажите, пожалуйста, а в каких сказках встречается медведь? (Колобок, Теремок, Маша и медведь, Три медведя)
Медведь: Спасибо вам, девочки и мальчики, знаете вы сказки. Хорошо работали, можно немного и отдохнуть. Идите за мной, повторяя движения.
• Физминутка. Рассказывая физминутку и выполняя движения, дети за воспитателем и медведем – куклой идут на ковер и рассаживаются по кругу.
Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли домой, (дети шагают за воспитателем)
Папа был большой-большой, (руки — вверх)
Мама — чуть поменьше ростом, (руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто, (идут в полуприсяде)
Очень маленький он был, (покачивание в приседе на ковре)
С погремушками ходил. («звенят» погремушками)
Медведь: - Долго добирались. Устали. Присаживайтесь.
Медведь: - Кого вы сейчас видели в лесу? (животных)
Медведь: - Сколько животных было в лесу? (много)
Медведь: - А деревьев? (много)
Медведь: - А снега? (много)
Медведь: - Конечно много, ведь на улице зима.
Медведь: - Я вот и вам снег принес.
Медведь: - Какой он по цвету? (белый)
Медведь: - А что еще бывает белое? (молоко, сахар, соль)
Медведь: - Какой снег, потрогайте его пальчиком. (холодный, ледяной)
Медведь: - Как вы думаете, снег – это плохо? (да)
Медведь: - Почему? (холодный, грязный, если его съешь, можно заболеть)
Медведь: - А снег это и хорошо. Чем можно заниматься на улице только зимой? (кататься на санках, снеговика лепить, на коньках кататься, на лыжах, играть в снежки, строить снежную крепость)
Медведь: - А еще, снег как одеяло укрывает траву, прикрывает корни деревьев и им зимой не холодно.
Медведь: - Да и зайцу в снегу под елкой тепло. И нам медведям в берлоге под снегом тепло и хорошо.
Медведь: - Мне пора назад, в лес.
Воспитатель – Зима: - Медведь, подожди, пожалуйста. Мы с ребятами для лесных жителей угощение приготовим и с тобой передадим.
Медведь: - Да, холодно нам, диким животным в лесу, голодно.
Воспитатель – Зима: - Кто из диких животных чем питается?
Лиса – мышей ест, зайцев.
Заяц - морковку, капусту (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев).
Волк - зайцев ловит, других зверей.
Медведь - малину, мед, рыбу. Но зимой спит.
- Разная еда им нравится.
- Проходите, пожалуйста, к столам.
• Мальчики и девочки подходят к столам, выбирают деятельность по интересу.
• Задания:
1 стол. Для зайца приклеить ботву к морковке, чтобы было легче ее выдернуть из земли.
2 стол. Для волка раскрасить нарисованного зайца сухой кистью, способом тычкования.
3 стол. Для лисы найти мышку. Затонировать листок тычком, на листке воском нарисована мышка.
4 стол. Для медведя слепить ягоду малину из пластилина.
• Самостоятельная работа детей. Воспитатель и младший воспитатель в процессе самостоятельной работы детей, оказывают им помощь.
Воспитатель: - Посмотрите, как животные обрадовались.
Медведь: - Ой, спасибо вам, мальчики и девочки, обязательно передам всем ваше угощение. До свидания, мне пора в свою берлогу.
• Кукла бибабо «медведь» «исчезает» с руки воспитателя – Зимы, сложив в корзину угощение.
III.Заключительная часть
Рефлексия
- И нам с вами пора возвращаться назад в детский сад. В саночки садитесь, эй поехали, держитесь.
• Воспитатель с детьми «едут назад в детский сад».
- Где мы сегодня побывали? (в зимнем лесу)
- Кого мы видели в лесу?
- Почему мы их называем дикими? (живут в лесу, добывают пищу сами, разные в лесу жилища)
- Позже вы можете поделиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей
- А сейчас, предлагаю вам заняться своим любимым делом. А кто желает посмотреть, что происходит со снегом и почему, подойдите к Наталье Сергеевне.
- Мне пора прощаться, всего вам доброго, до свидания.