Получи документы

Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка

Валентина Абрамова
Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка

Цель: систематизирование знаний педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.

2. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.

Публикация «Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка» размещена в разделах

Материалы и оборудование: тесты на 2 команды, фишки зеленые и желтые, резиночка, мяч, пеньки из бумаги, цветы из линолеума, скакалка, ручки, бумага

Ход семинара-практикума

1. Вступление

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый должен осознавать важность разумного отношения к своему здоровью.

А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, и систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что «путь к здоровью» зависит, прежде всего, от нас самих.

2. Понятие «двигательная активность». Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка.

Для того, чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это положительное влияние двигательной активности на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.

Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения, двигательная активность. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность? В своей работе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» кандидат психологических наук Вера Григорьевна Алямовская обозначила основные утверждения, на которые должна ориентироваться система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Рассмотрим их подробнее!

Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т. д.).

Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? - (бег). Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!». Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача педагогов разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять не менее 4 часов в день». Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. Педагоги озвучивают виды двигательной активности на прогулке (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т. д.). Из всего сказанного вытекает утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов). Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Также двигательная активность имеет положительное влияние и на ЦНС, и гормональную систему, т. к. в процессе движений вырабатывается гормон счастья и радости - серотонин и эндорфин.

3. Структурные компоненты ДА.

Педагогам дается 2-3 минуты, чтобы записать структурные компоненты двигательной активности и выделить в них главные компоненты (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физминутки, динамические паузы, прогулка, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и т. д.).

4. Практическая часть семинара-практикума «Всё новое - хорошо забытое старое, или игры нашего детства».

Ни для кого не секрет, коллеги, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Это такие игры как «Классики», «Резиночки», «Выжигало», «Ремешки» и многие – многие другие. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И сейчас я предлагаю вам поиграть.

1. «Мозговая атака».

Загадки о спорте.

• Любого ударишь – он злится и плачет.

А этого стукнешь – от радости скачет!

То выше, то ниже, то низом, то вскачь.

Кто он, догадался? Резиновый.

(Мяч)

• Он лежать совсем не хочет. Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это.

(Мяч)

• Силачом я стать решил, к силачу я поспешил:

- Расскажите вот о чем, как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет,

Ежедневно, встав с постели, поднимаю я.

(Гантели)

• Есть лужайка в нашей школе, а на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка! Что за чудо, угадай-ка!

(Спортзал)

• Зеленый луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот бойко бегает народ.

На воротах этих рыбацкие сети.

(Стадион)

• Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются.

(Лыжи)

• На снегу две полосы, удивились две лисы.

Подошла одна поближе: здесь бежали чьи-то.

(Лыжи)

• На белом просторе две ровные строчки,

А рядом бегут запятые да точки.

(Лыжня)

• Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится?

(Лыжник)

• Ног от радости не чуя, с горки страшной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе, кто помог мне, дети?

(Лыжи)

• Он на вид - одна доска, но зато названьем горд,

Он зовется… (Сноуборд)

• Есть ребята у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих что за кони у меня?

(Коньки)

• Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони, а блестящие.

(Коньки)

• Палка в виде запятой гонит шайбу пред собой.

(Клюшка)

• Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» - там идёт игра -.

(Хоккей)

• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.

(Велосипед)

• Не похож я на коня, хоть седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться, для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай, но звонить умею, знай!

(Велосипед)

• Ранним утром вдоль дороги на траве блестит роса,

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ – это мой.

(Велосипед)

• Эстафета нелегка. Жду команду для рывка.

(Старт)

• На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков.

(Шахматы)

«Раздумье». Аббревиатура (СССР, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ООП, ФГОС, ЧБД). Педагогам предлагается расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоровительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и т. д.

2. «Резиночки».

Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «резиночку». И я подумала: «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». Так, обыкновенная резинка может стать настоящей находкой в работе с детьми по стимулированию их двигательной активности. Основой игры являются прыжки. Прыжок в «Резиночки» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «резиночку» способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышц тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость. Правила игры в «резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру (предложить педагогам по схемам прыжки через резиночки).

3. Игра с цветочками "Классики"

Оборудование: вырезанные из линолеума цветы.

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация : цветы раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд - два цветочка рядом, 2-й - один цветок, 3-й - два цветка рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по цветочкам как по классикам.

1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;

3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

4. «Скакалка».

Предложить педагогам вспомнить игры: «Часы бьют раз…» (через длинную скакалку, обычные прыжки через скакалку.

5. Игра "Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация : пеньки раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с пенька на пенек (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

6. «Игры с мячом».

Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость, тренировали координацию движений и внимание. Давайте попробуем вспомнить, что же умели делать наши мячи, и мы вместе с ними. А потом научим этим волшебным играм наших подрастающих детей.

Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки» «Козлик», «Вышибалы». Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный, для других – мяч побольше (волейбольный) и стена.

Игра «Действия с мячом»

Участники встают в большой круг, передают мяч друг другу и с помощью глаголов называют действия и манипуляции с мячом.

7. Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей

В каждом из заданий выберите один правильный ответ.

1. Что не относится к физическим качествам:

а) быстрота;

б) равновесие;

в) ловкость;

г) выносливость.

2. Гиподинамия – это:

а) недостаточная двигательная активность;

б) чрезмерная двигательная активность;

в) низкая физическая подготовленность;

г) несоответствие двигательных умений возрастным нормам

3. Физическая подготовленность дошкольника – это:

а) овладение спортивными упражнениями;

б) уровень сформированности двигательных умений, навыков и физических качеств;

в) умение выполнять движения без показа взрослых;

г) потребность в занятиях физическими упражнениями.

4. Двигательная деятельность дошкольника – это:

а) совокупность двигательных умений;

б) бег, прыжки, метание и другие движения;

в) выполнение движений детьми под руководством педагога;

г) осознанные и целенаправленные движения и действия.

5. Наиболее информативным методом оценки физической подготовленности является:

а) наблюдение;

б) контрольное упражнение;

в) проведение тестов;

г) хронометраж.

6. Показателем двигательного развития ребенка не является :

а) двигательная активность;

б) здоровье;

в) разнообразие движений;

г) физическая подготовленность;

7. Гиперподвижность ребенка характеризуется :

а) разнообразием движений;

б) высокой интенсивностью двигательной активности;

в) творческой направленностью движений;

г) осознанностью двигательной деятельности.

8. Малоподвижные дети:

а) проявляют высокий интерес к двигательной деятельности;

б) имеют значительный двигательный опыт;

в) предпочитают творческие движения;

г) отличаются однообразием движений.

9. Что не является задачей двигательного развития дошкольников:

а) физическая подготовка к спортивной деятельности;

б) обогащение двигательного опыта;

в) формирование двигательных умений и навыков;

г) формирование двигательной активности.

Правильные ответы: 1б, 2а, 3б, 4г, 5в, 6в, 7а, 8а, 9г.

8. Итог.

Уважаемые педагоги, от вас зависит, насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт и, может, с вашей легкой руки многие забытые игры и забавы вновь оживут. И в детстве наших воспитанников тоже будут и резиночки, и классики, и скакалки, и радость настоящей детской дружбы, и такие одновременно простые и очень непростые дворовые игры, игры - вашего детства.

Рефлексия «Ветер дует…»

Встать в круг для подведения итогов работы семинара.

- Представьте, что сейчас в зале поднялся сильный ветер! Тот, на кого он сейчас подует, должен покружиться в центре нашего круга. Итак, ветер дует на:

• тех, кто освежил свои знания в области работы по двигательной активности с детьми;

• тех, кто будет активно использовать в работе перечисленные выше формы физкультурной работы с детьми;

• тех, кто не считает целесообразным использовать данные формы работы с детьми;

• тех, кто устал, потратил зря время:

• тех, кто покидает семинар с хорошим, бодрым настроением.

Публикации по теме:

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Оснащение центра двигательной активностиОснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.

Паспорт центра двигательной активностиПаспорт центра двигательной активности «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 08:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД