Получи документы

Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда. Словоизменение».

Ольга Спорыхина
Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда. Словоизменение».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных в рамках лексической темы «Посуда».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- закрепить обобщающее понятие «посуда», активизировать словарь детей по теме;

- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных;

- учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа;

- учить использовать в речи сложно-сочиненные предложения с союзами «А», «И».

Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий „Посуда, Словоизменение“,» размещена в разделах

2. Коррекционно-развивающие :

- развивать просодическую сторону речи, слуховое внимание, общую и мелкую моторику;

- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к посуде, желание помогать.

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды большого и маленького размера, 2 куклы — большая и маленькая, игрушечная посуда.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

II. Обучающий этап.

1. «Назови предметы». Составление предложений с союзом И.

В гости к детям пришли большая и маленькая куклы, у большой в руках сумка. Логопед предлагает детям назвать, что принесли куклы. Из сумки каждый ребенок берет по два предмета посуды и называет, что он взял: «Это вилка и ложка» или «Это чайник и кастрюля» и т. д.

2. Игра «Чего не хватает?» Правильное употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа

Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Федорино горе» и сказать, почему от Федоры убежала посуда. Логопед говорит, что посуда шла по плохой дороге, поэтому потеряла некоторые части. Затем предлагает детям по одному подходить к столу с разложенными на нем картинками с изображением посуды, у которой отсутствует какая-нибудь деталь. Каждый ребенок выбирает картинку, называет изображенную посуду, а потом отвечает на вопросы:

- Чего нет у чайника? (У чайника нет носика.)

- Чего нет у кастрюли? (У кастрюли нет ручки.) и т.  д.

3. Физкультминутка — логоритмика.

Импровизация движений в такт стихотворения.

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю. (Смирнова Л. Н.)

4. Упражнение «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Логопед предлагает детям рассмотреть парные картинки и ответить на вопросы:

- Где чашка, а где чашечка? ( Ребенок выходит к доске и показывает: «Вот чашка, а вот чашечка».)

- Где ложка, а где ложечка?

- Где тарелка, а где тарелочка? И т.  п.

5. Упражнение «Выполни задание и ответь». Составление предложений с союзом А.

- Дай кукле чашку, а куколке чашечку. (Ребенок выполняет)

- Что ты сделал? (Я дал кукле чашку, а куколке чашечку). И т. д.

III. Закрепляющий этап.

Игра «Уберем посуду».

Логопед вызывает двоих детей и дает им задания, например: «Даня, убери тарелочку. Маша, убери тарелку». Третьего ребенка просит ответить на вопрос: «Что сделали Даня и Маша?» («Даня убрал тарелку, а Маша убрала тарелочку»). И т.  д., со всеми детьми.

IV. Итог. Логопед подводит итоги занятия, отмечает успехи каждого ребенка.

№ 3

Тема: Посуда. Составление рассказа.

Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей по теме «Посуда»;

- учить составлять рассказ по сюжетной картине и вопросам логопеда;

- учить отвечать на вопросы полным ответом, предложениями из 3-5 слов.

2. Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважение к труду взрослых и желание помогать им.

Оборудование: сюжетная картинка, пиктографический план рассказа (Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий, средняя группа)

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Игра «Найди посуду». Практическое употребление в речи предлога НА.

Различные предметы посуды рассредоточены по комнате. Дети находят посуду по заданию логопеда, подходят и говорят:

— Чашка была на столе.

— Вилка была на тарелке.

— Кастрюля была на полу.

— Чайник был на полке. И т. д.

II. Обучающий этап.

1. Беседа по картинке.

Логопед говорит, что Карлсон прислал письмо, а в нем - «фотография» его друзей, Пети и Вики. Логопед предлагает детям рассмотреть «фотографию» (сюжетную картинку). Вопросы детям:

- Кому помогают дети? (Дети помогают маме).

- Что моет Петя горячей водой? (Петя моет тарелки горячей водой).

- Что вытирает Вика полотенцем? (Вика вытирает миску полотенцем).

- Что мама убирает на полку? (Мама убирает посуду на полку).

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение для пальчиков.

Раз, два, три четыре,

удар кулачками друг о друга

Мы посуду перемыли.

одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

загибать пальчики по одному, начиная с мизинца

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

удар кулачками друг о друга

3. Упражнение «Прочитай» по схеме»

Логопед читает детям получившийся рассказ с использованием пиктографического плана. Затем дети рассказывают с опорой на пиктографический план по одному предложению по цепочке, как Петя и Вика помогали маме.

4. Физкультминутка — логоритмика.

Импровизация движений в такт стихотворения.

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю. (Смирнова Л. Н.)

5. Составление рассказа по картинно-графической схеме.

Логопед предлагает детям составить рассказ «Мамины помощники» с опорой на картинно-графическую схему самостоятельно. Каждый ребенок пересказывает весь текст.

III. Итог занятия.

Логопед подводит итоги занятия, отмечает успехи и активность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда. Словоизменение».
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 20:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе ОНР по развитию лексико-грамматических категорий «Посуда. Словоизменение».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Спорыхина (УИ 274385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД