Виктория Чебыкина
Конспект занятия «Приключения Капельки» (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
- развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества.
Форма проведения: занятие – эксперимент.
Публикация «Конспект занятия „Приключения Капельки“ (опытно — исследовательская деятельность в старшей группе)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
- чтение стихотворения Н. Николаенко "Дождик-душ";
- чтение рассказа "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжовой;
- чтение сказки "Путешествие Капельки";
- проведение отдельных опытов с водой (картотека "Опыты с водой");
- просмотр презентации на тему: "Почему воду нужно беречь";
- знакомство с круговоротом воды в природе.
Демонстрационный материал: цветик - семицветик, посылка, глобус, плакат "круговорот воды в природе", изображение солнца и тучки, аудиозапись с шумом дождя.
Раздаточный материал: оборудование и материалы для проведения опытов силуэты капелек для физкультминутки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас на полу какие-то мокрые следы, как вы думаете, кто к нам приходил? Пойдём по этим следам и увидим (дети находят посылку). Нам прислали посылку, а кто не понятно! Что же здесь написано "Ты загадку отгадай, и посылку открывай!"
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!
Дети: это вода.
Воспитатель: правильно, посылка от волшебницы Воды, а в посылке записка "Здравствуйте, дети! Совсем заскучала я в своем водяном царстве. Так хочется повеселиться, поговорить. Вот и решила пригласить вас со мной в путешествие. Посылаю вам в подарок чудесный цветок с волшебными лепестками. Он вам поможет, и я вас увижу и услышу". Дети, вам знаком такой цветок, как он называется?
Дети: да, это цветик - семицветик!
Воспитатель: чтобы начать наше путешествие нужно сорвать лепесток и сказать заветные слова (повторяют стихи).
Дети срывают лепесток.
Воспитатель:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Воспитатель: дети, что же это такое?
Дети: глобус.
Воспитатель: а что такое глобус?
Дети: глобус - это модель Земли.
Воспитатель: а как вы понимаете – "модель Земли"?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: а что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
Дети: можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.
Воспитатель: глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.
Дети все показывают на глобусе.
Воспитатель: дети, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Дети: синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра.
Воспитатель: срываем следующий лепесток и оказываемся в лаборатории "Почемучка" у капельки (Приложение 1). А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель: для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.
Воспитатель: опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Дети: вода не имеет формы.
Воспитатель: правильно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так, мы сделали вывод, что вода не имеет формы.
Воспитатель: опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Дети: за стаканом с водой картинку видно, а за стаканом с молоком – нет. Вода прозрачная.
Воспитатель: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Срываем лепесток и оказываемся на полянке. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: отдохнули, ребята? Тогда срываем лепесток и возвращаемся обратно в лабораторию. Занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель: опыт 3. "Вода не имеет собственного запаха» (Приложение 2). Дети, давайте определим, есть ли у воды запах.
Дети: нет, вода не имеет запаха.
Воспитатель: давайте размешаем в воде мятные капли и травяной настой. И снова понюхаем воду. У воды появился запах?
Дети: да, вода пахнет мятой.
Воспитатель: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель: опыт 4. "Вода – растворитель» (Приложение 3).
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.
Дети: вода стала сладкая, соленая, кислая.
Воспитатель: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: они растворились.
Воспитатель: а теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Что же мы видим?
Дети: мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Воспитатель: делаем вывод, что не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: ребята, пора отправляться дальше в наше путешествие с Капелькой. Срывайте лепесток (включаем музыку с записью дождя). Слышите, разве зимой бываем дождь, да это волшебница вода. Разговаривает с нами дождем. Вы уже, наверное, соскучились по дождю, вы его не только услышите, но и увидите. Опыт "Дождик" (Приложение 5).А где же еще вода встречается в природе, где бывает, где путешествует?
Дети: в речке, в море, в озере. Вода может быть снегом, льдом и т. д.
Воспитатель: Вот по этому, воду и называют волшебницей. Она- то дождь, то снег, то спокойное озеро, то бурное море, то мягкое облако, то твёрдый лед или горячий пар. Вот какая она разная.
Воспитатель: дети, совсем мы с вами промокли под дождем. Так хочется солнышка, срываем лепесток и отправляемся дальше.
Воспитатель: прилетели, стало так тепло и весело, чувствуете. Но куда же это вода делась, стала невидимой и легкой. Улетит, исчезнет, и останемся мы без воды. Так ли это? Объясните, почему вода в природе не исчезнет навсегда.
Дети: вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.
Воспитатель: давайте поиграем, вы все будете капельками, дождинками и отправитесь в весёлое путешествие. Где же собираются капельки дождинки?
Дети: в тучке.
Воспитатель:
Физкультминутка: вот матушка-тучка (у детей в руках изображение капельки). Собрались капельки вместе и отправились из тучки в путь на землю веселым дождиком. Напоили землю, цветы, траву, попрыгали, поиграли. Но скучно им стало, собрались они вместе и потекли сначала маленьким ручейком, а потом большой рекой в моря, в океаны. Но тут пришло солнышко (изображение солнышка). Стали капельки от солнечно луча маленькими- маленькими, лёгкими-лёгкими потянулись они вверх и опять вернулись к маме - тучке.
Воспитатель: а теперь, капельки, расскажите мне как вы путешествовали, что делали? Как называются такие движения капелек воды по кругу?
Дети: круговорот воды в природе.
Воспитатель: ну вот и остался на нашем цветке один - единственный лепесток. Пора возвращаться домой! Дети, наша капелька загрустила. Давайте сделаем ей подарок. Мы с вами подарим ей книжку со сказкой, которую мы придумаем с вами о нашем путешествии.
Деятельность после занятия :
- оформление рисунков;
- составление совместно с детьми сказки;
- оформление книжки " Путешествие Капельки" (Приложение 6);
- распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.
Библиография
1. Мадера А. Г., Пятикоп А. П. Опыты без взрывов. - М. : Карапуз, 2000.
2. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Прохоровой Л. Н. -М. : АРКТИ, 2005.