Татьяна Мищеринова
Тема проекта: «Ознакомление детей с народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». К. Д. Ушинский
Актуальность проекта. Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. С другой стороны на привлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс. Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое влияние на развитие личности детей.
Публикация «Тема проекта: „Ознакомление детей с народным творчеством“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Проблема для детей.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев,
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным ппромыслом России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, народным творчеством. Данный проект направлен на развитие художественно- творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, ,интерес к самобытной русской культуре.
ЦЕЛЬ: - Формирование у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры.
- Развитие художественно- творческих способностей у детей, на основе усвоения народного искусства.
- Создание единого образовательного пространства по реализации ООП (основной образовательной программы) ДОУ.
Приобщение детей к народной культуре, посредством создания музея «Русская горница», народных праздников.
ЗАДАЧИ:
Выявить уровень знаний детей, педагогов и родителей о народных праздниках, традициях.
Ознакомление детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.
Ознакомление с народными праздниками.
развивать познавательный интерес к истории народа;
воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. создание условий для приобщения детей к декоративно- прикладному искусству
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
Участники – Дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физ. воспитанию.
Форма представления презентация праздника «Вечер русской старины»
Направления работы по приобщению детей к русской культуре :
Создание предметно- развивающей среды,
Создание мини-музея «Русская горница»,
мини- музея «Русский костюм»,
мини музея по народно- прикладному искусству.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с декоративно- прикладным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Театрализация русских народных сказок.
Этапы проекта :
1этап: подготовительный: Цель: выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве.
2 этап: основной Цель: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями, бытом, декоративно-прикладном искусстве.
3 этап: Реализация проекта.
Форма представления презентация праздника «Вечер русской старины»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
• Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
Выпускник детского сада:
• самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;
• эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
• использует в речи русский фольклор;
• знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;
• знает историю русского костюма;
• Различает изделия разных народных промыслов;
• знает и умеет играть в русские народные игры;
• знает особенности русских песен, плясок, народные праздники
• знает историю своего города, семьи.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой :
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).
Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:
-общность взглядов, средств и методов;
- взаимное доверие;
- открытость;
- целенаправленность;
Ожидаемый результат:
- гармонизация семейных и родительско- детских отношений;
- укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.