Тема проекта «Вода» в старшей группе ДОУ

инна верина
Тема проекта «Вода» в старшей группе ДОУ

Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в форме проектов»

Номинация Конкурса: «Естественнонаучная (неживая природа)»

Тема проекта «Вода»

в старшей группе ДОУ

Участник:

1. Воспитанники старшей группы

МБДОУ д/с №29 г. Павлово

Абрамовская Лиза

Кривдина Полина

Потатина Юля

Антонов Егор

Ерёмин Даня

Трифонов Даниил

2. Воспитатель МБДОУ

д/с №29 г. Павлово

Верина Инна Алексеевна

г. Павлово, 2015 год

Введение:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Актуальность темы:

Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.

Новизна:

Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что, и направлен мой проект. Работа основывается на принципе интеграции образовательного содержания и видов детской деятельности

Направления интеграции:

Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации; формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение.

Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.

Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, изобразительном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.

На этапе: «Организация исследования» в процессе совместной деятельности во вторую половину дня, по желанию детей, в игровом центре «Хочу все знать» проводились занятия-тренинги (индивидуальные и подгрупповые, предложенные А. И. Савенковым (с добавлением своих опытов «Свойства воды» и упражнения «Круговорот воды»). Целью этих занятий являлось введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учился делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Одновременно планировались коллективные, целевые наблюдения, экскурсии. Ежедневно проводились беседы в «Кругу друзей», игры, чтение познавательной литературы, рассматривание картинок, компьютерных презентаций «Что такое вода, «Вода в природе» и др., которые были направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволила выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создавался клуб «знатоков», которые проводили опыты на выявление свойств воды и создавали плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствовали все дети группы, «знатоки», через интерактивные формы (работа в паре, подгруппой, выступление с сообщением («научным» докладом) демонстрировали и участвовали в увлекательной деятельности по приобретению знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.

Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности развивать у детей.

Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи проекта «Вода»:

1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.

3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

4. Формирование у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, круговороте воды в природе.

5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

1. Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на воде.

2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.

Концепция проекта «Вода»

Вид проекта:

По содержанию – интегративный

По продолжительности – краткосрочный (5 дней)

По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный

По количеству участников – подгрупповой

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Ожидаемые результаты:

В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Вода» у детей сформируются

проектно- исследовательские умение и навыки:

-осознанно ставить цель,

-овладение способами решения поставленных задач,

-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,

- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.

Показатели личностного развития:

Социально - коммуникативное развитие:

-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;

- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;

- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;

- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.

Познавательное развитие:

- знакомство со свойствами воды;

- применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание выставки на тему «Вода»: плоскостной макет «Откуда берется вода», рисунки детей, схемы результатов опытов).

Речевое развитие:

- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);

-словарь ребёнка обогащён названиями свойств воды, для чего нужна вода;

-стремится к грамматически правильной речи;

-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.

Художественно- эстетическое развитие:

-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности

(состояние воды, свойства, где встречается вода);

- лепит декоративные поделки по мотивам народной пластики: «Весёлые водоноски у колодца»;

- создает сюжетную аппликацию к потешке: «А водица далеко, а ведёрко велико….»;

- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.

Физическое развитие:

- сформирован интерес к здоровому образу жизни: чистая вода нужна для организма человека, для гигиенических процедур, закаливания, плавания.

В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми

• будет создан плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды);

• схемы проведения опытов по выявлению свойств воды;

• оформлена выставка рисунков: «Вода» и «Правила поведения на воде»;

• будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта

Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей Сроки

Первый этап:

выбор темы,

постановка цели и задач.

Гипотеза исследования ОБУЧАЮЩИЕ:

-пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие проекто-исследовательских умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;

-обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания плоскостного макета «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла посылка от Знайки. Достает из коробки глобус и письмо. Знайка в письме задает детям вопросы: Что за предмет прислал в подарок? Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше? (Правильно, голубым цветом изображены моря и океаны). Как вы, думаете, откуда берется вода вокруг нас? А знаете ли вы, какими свойствами обладает вода? Зачем вода нужна людям, животным, растениям?

Формулирует проблему.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы Знайки?

Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи:

- надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде;

- провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;

- расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде;

- прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде;

- провести эксперименты с водой;

- обратится за помощью к компьютеру.

Определяет продукт проекта.

Далее воспитатель предлагает детям подумать:

- Какой ответ мы можем послать Знайки?

- Рисунки на тему «Вода», схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе, который дети сделают сами.

1. Входят в проблему.

Рассматривают глобус.

Отвечают на вопросы: Знайка прислал глобус; глобус модель нашей Земли; на глобусе много голубого и синего цвета.

Выдвигают гипотезы:

Чтобы узнать всё о воде, надо: спросить у взрослых, посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ.

Формулируют знания с помощью наблюдений на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки, замёрзшие лужи, дождик.

Наблюдений в группе: поливка цветов, таяние снега в группе, за водой в кране.

Наблюдение дома за кипением чайника (пар, переливание воды.

Распросить взрослых: откуда берётся вода из крана, почему снежинка таит на ладошке, как образуется лёд, почему летом вода испаряется.

2. Вживаются в сюжетную ситуацию: «Нам нужно написать ему письмо и вложить туда наши рисунки о воде, схемы- зарисовки и макет».

3. Принимают и дополняют задачи

Один день

Второй этап: организация исследования

Образовательные задачи:

-обогащение, расширение и уточнение представлений детей о том, зачем нужна вода, где взять воду, где её используют,

- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;

-совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений.

Развивающие задачи:

- развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования,

- развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях;

-развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе

Воспитательные задачи:

воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной

отзывчивости на рисунки, поделки как произведения эстетической культуры.

Занятие №1 «О чём рассказала капелька»

Задачи: 1. Формирование знаний о круговороте воды в природе.

2. Знакомство с тем, как следует использовать воду, как её беречь (информация о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу, где взять воду (из крана, из реки, колодца, магазина, зачем воду кипятят, как бережёт и портит здоровье вода)

3. Проявление интереса к дальнейшему познанию

Совместная деятельность в центрах:

• Прослушивание аудиозаписи «Звуки моря, океана»

• Дидактическая игра «Кому нужна вода»

• Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»

• Дидактическая игра «Письмо от Знайки»

• Беседы «Почему вода течёт», «Зачем человеку вода», «Зачем нужно экономить воду»

• Рисование «Откуда берётся вода»

• Лепка «Катера, пароходы».

• Рассматривание иллюстраций, презентации Power Point по теме “Вода в природе”.

Занятие №2 «Свойства воды»

Задачи: 1. Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.

2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).

3. «Научные» доклады «знатоков».

Совместная деятельность в центрах:

• Дидактическая игра «Опасно- неопасно»

• Дидактическая игра «Назови реки»

• Оформление памятки «Гигиена рук»

• Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели»

• Опыты - эксперименты в «Лаборатории»:

Опыт №1. «Вода жидкость»

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Опыт №5 «Тонет - не тонет»,

Опыт №6 «Круговорот воды».

• Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”.

Круг друзей.

Беседы:

- «Что растёт в воде»,

- «Вода источник электроэнергии»,

- «Кто живёт в воде».

Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе: вытирание пыли с полок, мытье игрушек, дощечек после лепки и аппликации (помощь дежурным).

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка: «По щучьему велению»,

С. Погореловский: «Родник иссяк, ручей ослаб…»,

«Водопровод» С. Маршак

А. С. Пушкин: «Сказкуа о рыбаке и рыбке»,

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Закличка: «Дождик, дождик»

«На реке» Н. Заболоцкий

«К морю» Г. Снигирёв

«Первая рыбка» Е. Пермяк

Предметно- развивающая среда:

Иллюстрации «Откуда берётся вода», книга «Моя первая энциклопедия», диск «Звуки моря и океана», атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Аквариум», «Игры с водой», цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин.

Взаимодействие с родителями:

Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде». 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом)

2. Систематизируют информацию о свойствах воды и ее круговороте в природе в центрах:

• Центр «Эрудиты» Рассматривание иллюстраций в энциклопедии

Рассматривание дидактических карточек «Путешествие волшебной капельки»

• Центр «Творческая мастерская»:

Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Аквариум»,

• Игровой центр: Сюжетно – ролевая игра «Аквариум», «Игры с водой»

3. Выбирают вид продуктивной деятельности и распределяются по группам:

-для рисования,

-для лепки,

-для выполнения модели

Распределяют роли в своей группе.

3. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и планируют совместную деятельность в центрах активности.

Два дня

Третий этап:

подготовка к защите проекта

Образовательные задачи:

-закрепление у детей представлений о воде

-формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность.

Развивающие:

-развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения.

Воспитательные:

-воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников.

1. Организует работу над проектом.

2. Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов, плоскостного макета «Откуда берется вода».

3. Следит за выполнением правил безопасности при работе с ножницами.

4. Контролирует процесс выполнение работ.

5. Фотографирует работы детей.

1. Отбирают необходимые материалы для выполнения макета.

2. Обращаются к иллюстративному материалу (сравнение макета с рисунками в энциклопедии)

3. Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются.

4. Выполняют коллективную работу и составляют рассказ о ней.

5. Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней.

Один день

Четвертый этап: защита проекта

Образовательные:

Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование эмоциональной отзывчивости к презентации результатов исследовательской деятельности.

Развивающие: развитие интонационной выразительностиречи, эмоциональной сферы ребенка.

Воспитательные:

воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.

1. Помогает организовать презентацию результатов проектов: «Свойства воды» и плоскостного макета «Откуда берётся вода» для познавательного занятия.

2. Побуждает детей участников проведения опытов и группы «знатоки» сделать рассказ – сообщение по проектам для ребят не участвовавших в проектах.

3. Приходит на помощь в случае затруднения.

4. Участвует в подготовке письма из рассказов –сообщений детей по проектам и подготовке посылки для Знайки.

1. Готовят презентацию проектов: «свойства воды» и макета: «Откуда берётся вода» для расширений знаний о воде

2. Подготавливают рассказ- сообщение по проектам, с помощью выделение ярких событий в процессе проведения опытов и подготовки проектов.

3. Рассказ- сообщение по проектам для слушателей с выводами.

4. Учавствуют в подготовке письма6 включая схемы- зарисовки опытов, модели: «Круговорота воды в природе». Создание и украшение посылки для Знайки.

Один день

Список информационных источников:

1. «Истоки»: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Л. А. Парамоновой М.: ТЦ Сфера, 2015.

2. «Развивающие занятия для детей 5-6 лет», под редакцией Л. А. Парамоновой, М.: Олма-медиа, 2012.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ» Авт. -сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова М.: Аркти, 2005.

4. «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 4. под общей редакцией. Л. Л. Тимофеевой М.: Педагогическое общество России, 2013.

5. «Неизведанное рядом: «Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина. -2-е изд., испр. _ М.: ТЦ Сфера, 2013.

6. «Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика- синтез,2006.-40 с.

7. «Путешествие капельки» Н. А. Рыжова М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1998.-128с.

8. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.

Интернет-ресурсы:

1. http:// www. maam.ru

2. http:// www .edu.-all.ru

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Вода, вода-кругом вода» Задачи: 1) Развивающие - развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы; - развивать творческое воображение,.

Организация поисковой деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Вода, вода — кругом вода» Министерство образования и науки Самарской области НОУ «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования». Итоговая.

Паспорт образовательного проекта «Вода вокруг нас» Авторы проекта: Семыкина Ирина Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории; Берсекова Лариса Борисовна, учитель-логопед.

Перспективный план реализации проекта «Вода вокруг нас» Проектная деятельность для детей средней группы «Вода вокруг нас» Подготовила: Смирнова Юлия Юрьевна Актуальность темы. В наше время многие.

План реализации проекта в средней группе «Волшебница Вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 План реализации проекта «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» (средняя.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода, вода — кругом вода» ПРОЕКТ ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВОДА, ВОДА КРУГОМ ВОДА» Подготовила воспитатель: Стародубцева В.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема проекта: «Здравствуй, Пушкин!» Срок реализации проекта: 1 год. Вид проекта: групповой, творческий. Участники проекта: педагоги, дети группы, родители. Проект «Здравствуй,.

Технологическая карта проекта «Вода»Технологическая карта проекта «Вода» Вид проекта: краткосрочный Участники проекта: дети младшего возраста, педагоги, родители Проблема: дети не знают свойств воды Цель: изучение.

Выполнение проекта «Безопасное лето». Тема «Азбука дорожной безопасности» Познавательное развитие Беседа «На чём люди ездят». Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. Учить.

Занятие по экологическому воспитанию детей средней группы «Вода, вода, кругом вода»Занятие по экологическому воспитанию детей средней группы «Вода, вода, кругом вода» Цель : Уточнить знания детей о воде, что состоит из воды. Знакомить детей с различными состояниями воды. Показать эстетическое значение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Тема проекта «Вода» в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 16:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...
Фотоотчет «Посадка лука» (вторая группа раннего возраста)
Татьяна Плюхина Фотоотчет «Посадка лука» ( вторая группа раннего возраста) Задачи: Формировать умения различать по внешнему виду овощи ( лук, морковь,...
Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Я люблю свою лошадку»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративной росписью дымковской игрушки ( Лошадка) ; учить рисовать кончиком кисточки, ставить точки и...