Лучший педагог года

Проект «Воспитываем будущего читателя, играя»

Евгения Минабутдинова
Проект «Воспитываем будущего читателя, играя»

Срок реализации: 4 недели.

Тип проекта:

• По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, творческий.

• По количеству участников: коллективный.

• Характер контактов: среди детей одной группы.

• По продолжительности: среднесрочный.

Участники: дети старшей логопедической группы, воспитатели: Икрянникова Е. И., Минабутдинова Е. С., учитель-логопед Галимова Э. Ф., работники библиотеки Парковая 25, родители детей.

Актуальность: «Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

Публикация «Проект „Воспитываем будущего читателя, играя“» размещена в разделах

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

То и дело слышно - "нынешнее поколение совсем перестало читать, то ли дело мы в свое время. " А причина лежит буквально на поверхности.

Взрослый может заставить себя читать нудную книгу без единой картинки, "потому что надо", а вот ребенка не проведешь! Для него книга - это новый удивительный мир, это нечто увлекательное и интересное, и поэтому, если книжка некрасива или непритягательна, он ее читать не будет, будь она хоть трижды классической и полезной.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократиться число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Проблема: В сентябре 2015 годы мы набрали старшую логопедическую группу. В процессе наблюдения за поведением и уровнем развития детей, мы обратили внимание на то, что дети игнорируют присутствие книжного уголка в группе. В беседе с детьми выяснилось, что только в трех семьях родители читают детям книги, а в двух семьях вообще нет детских книг. Дети не знают таких сказок как «Теремок», «Колобок». Нами было принято решение повысить читательскую культуру детей и их родителей. Исходя из того, что дети в нашей группе с общим недоразвитием речи и им сложно заниматься речевой деятельностью, мы решили в нашей работе опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте игру.

Цель: формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста в процессе игры.

Задачи:

• Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

• Прививать интерес к положительным героям произведений

• Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

• Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

• Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

• Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать художественные произведения.

• Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

• Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье.

• Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

• Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Ожидаемый результат:

• Появление у детей устойчивого интереса к книге.

• Развитое умение у детей слушать произведение до конца.

• Создание в каждой семье детской мини библиотеки.

• Начало формирования навыков актерского мастерства.

• Бережное отношение детей к книге.

Подготовительный этап.

• Беседы с детьми и родителями для выяснения уровня сформированности читательской культуры.

• Изучение методической литературы.

• Посещение библиотеки с целью приглашения сотрудника библиотеки для беседы в детский сад.

• Составления планов работы.

Основной этап.

План работы с родителями.

1. Размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на Сайте детского сада в сети Интернет

2. Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»

3. Статья в газете Метро «Читай малыш с интересом»

4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (башкирская народная сказка «Лиса-плотник»)

5. Придумывание с ребенком сказки «Путешествие звука А» и оформление ее в книжку малышку.

6. Консультация «Книга в жизни ребенка» Консультация «Воспитание у детей любви к книге» Создание стенгазеты «Книга лучший друг»

7. Фото отчет родителей о создании детских мини библиотек дома.

План работы с детьми.

1. Проведение разработанных нами игровых комплексов, на основе произведений фольклора народов проживающих на территории Башкортостана.

2. Чтение сказок народов мира.

3. Подвижная игра на прогулке: «Петух и краски»

4. Дидактические игры: «Составь сказку»,«Сказка стройся»

5. Познавательное развитие «Книга из леса пришла» (с элементом сюжетно-ролевой игры «Книжный магазин»). Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении, расширять и уточнять представления о людях разных профессий.

6. Конструктивно-модельная деятельность «Переплет-лицо книги».

Цель: Формировать представления детей о составных частях книги, навыки конструирования из бумаги.

7. Восприятие художественной литературы башкирская народная сказка «Лиса плотник» Цель: Формировать умение сравнивать сказки разных пародов.

8. Художественно-эстетическое развитие «Закладка»

Цель: дать представление о назначении закладки.

9. Встреча с интересными людьми «Кто такой библиотекарь».

Цель: Формировать представление детей о профессии библиотекарь.

Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом.

10. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель: Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

11. Художественно-эстетическое развитие «мы играем в сказку» по произведению В. Сутеева «Петух и краски»

Цель: Упражнять детей в умении работать гуашью и кистью.

Развивать артистические навыки.

12. Сюжетно-ролевая игра «Театр» (инсценировка башкирской народной сказки «Лиса-плотник») Цель: Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой башкирской сказке «Лиса -плотник».

Итоговое мероприятие: Литературная викторина с детьми и родителями. Цель: способствовать налаживанию отношений между детьми и их родителями и педагогами; вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Заключительный этап:

• Наблюдение за детьми в повседневной жизни.

• Беседы по содержанию литературных произведений.

• Обобщение материалов наблюдения и бесед и определение результатов проекта.

Результаты проекта:

• У детей появился интерес к рассматриванию книг.

• Появилась потребность в повторении реплик героев художественных произведений.

• Почти все родители создали мини библиотеку дома.

• Дети стали сами просить почитать перед дневным сном.

• Родители начали дарить на день рождения детям книги.

• Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Перспектива проекта: разработать долгосрочный проект по обучению чтению для подготовительной группы «Пришли мне чтения доброго».

Список литературы:

Веселые минутки: Стихотворения для физкультурных минуток/Авторы-составители: М. И. Багаутдинова, Г. Н. Ягафарова – Уфа: Китап, 2003.

Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.

Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.

Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007

Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.

Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.

Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г

Чудо – сказки для малышей. – Смоленск: Русич,2009.

Публикации по теме:

«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой "Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. ".

Доклад на педсовете по теме «Речевое развитие. Воспитываем читателя» Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

«Выходи, народ, становись у ворот!» Фотоотчёт о работе по проекту «Широкая Масленица!»«Выходи, народ, становись у ворот!» Фотоотчёт о работе по проекту «Широкая Масленица!» Проект был проведён в подготовительной группе "Почемучки". Воспитатель Зеленина Анна Ивановна. Время проведения проекта с 07.03 по 13.03.

Сценарий представления проекта по организации предметно-развивающей среды «Играя — учимся, играя — познаём» Презентация долгосрочного, игрового, творческого проекта в подготовительных группах на тему: «Играя - учимся, играя – познаём» Шут №1:.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Проектная деятельность в детском саду. Тема Проекта «Волшебство Нового года». Проектная деятельность одна из самых интересных и творческих мероприятий проводимых с детьми. Мотивацией для выбора темы для проекта послужило.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема проекта: «Здравствуй, Пушкин!» Срок реализации проекта: 1 год. Вид проекта: групповой, творческий. Участники проекта: педагоги, дети группы, родители. Проект «Здравствуй,.

Проект для учащихся 4 класса «Правильное питание — залог здоровья»Проект для учащихся 4 класса «Правильное питание — залог здоровья» униципальное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная общеобразовательная школа Тема: «Правильное питание – залог здоровья».

Тема проекта «Вода» в старшей группе ДОУ Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в форме проектов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитываем будущего читателя, играя»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 19:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД