Приложение МААМ

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников

Светлана Абрамкина
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).

Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)

В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.

Публикация «Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы : коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи программы :

1. Снизить уровень тревожность у детей.

2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Программа реализуется в 4 этапа:

1 этап – диагностический.

Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников

Диагностический инструментарий:

1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров

2. Тест “ Кактус”

3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми

Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.

3 этап – практический.

Цель: коррекция страхов у дошкольников.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.

Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут

Методы и техники, используемые в программе :

1. Релаксация.

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Критерии эффективности программы :

• повышение уверенности в себе;

• снижение тревожности;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Тематический план занятий

1. Это –мы! Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут

2.«Настроение». Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут

3.«Наши чувства». Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут

4. «Страх». Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут

5. “ Я больше не боюсь»” Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время 40 минут

6. «Волшебный лес». Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут

7. «Как в сказке». Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут

8. «Волшебники». Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Время 40 минут

9. «Герои». Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Время 30 минут

10. Аутотренинг

«Во сне». Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста Содержание 1. Пояснительная записка…. 3 2. Учебно – тематический план…. 6 3. Этапы реализации.

Родительское собрание «Тревожные дети» В настоящие время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2014 в 15:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Абрамкина (УИ 259905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД