Лучший педагог года

Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Светлана Дворник
Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Тема: Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

План:

1. Понятие «социально-личностная готовность» и ее компоненты.

2. Виды и методы диагностики социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

3. Уровни готовности старшего дошкольника к школе.

Публикация «Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению» размещена в разделах

4. Методы и формы развития интереса старшего дошкольника к школе.

Понятие «личностная готовность»

ЛИЧНОСТНАЯ готовность старшего дошкольника к школе - это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную).

Критерии личностной готовности ребенка к школе :

отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома,

отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,

отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);

положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;

умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;

формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности).

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школе - это определенный уровень социального развития ребенка на пороге школьного обучения, который характеризуется:

стремлением дошкольника войти в новые условия школьной жизни, принять позицию школьника;

выражается в определенном уровне самостоятельности, позволяющем успешно решать доступные возрасту ребенка практические (связанные с учебной деятельностью) и коммуникативные (общение со сверстниками и взрослыми) задачи;

проявляющемся в положительной самооценке и уверенности в своем будущем.

Критерии социально-личностной готовности :

сформированность внутренней позиции ребенка, его готовность к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей;

определенный уровень развития самосознания, который выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы;

сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Комплексный показатель оценки социально-личностной готовности старших дошкольников :

интерес детей к учебно-познавательной деятельности;

наличие мотивации к обучению в школе;

сформированность самооценки и самоконтроля;

положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный);

активность, инициативность в общении со взрослыми и сверстниками;

проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

Мотивация к учению:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Л. И. Божович, 1972).

Внутренняя позиция школьника - это психологическое новообразование, оно возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребностью общения со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика (Л. И. Божович).

Внутренняя позиция школьника в широком смысле слова определяется как система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу).

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Группы мотивов, определяющие отношение будущих первоклассников к учению (Божович, Нежнова, В. Д. Шадриков, Бабаева Т. И., Гуткина Н. И., Полякова М. Н. и др.).

Социальные мотивы

Учебно-познавательные мотивы

Оценочные мотивы

Позиционные мотивы

Внешние по отношению к школе и учению мотивы

Игровые мотивы

См. Пед. диагностику часть 1

Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив, познавательный мотив, оценочный мотив. Важно наличие комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном или социальном, чтобы можно было говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.

Диагностика социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе включает :

мотивационно-эмоциональный компонент (мотивы, отношение к школе,

содержательно-деятельностный (самостоятельность и коммуникативные умения)

регуляторный (самоконтроль, самооценка).

Пример, диагностических методик :

Мотивационно-эмоциональный компонент:

Беседа с детьми о школе (автор Т. И. Бабаева, цель которой выявить мотивационную готовность старшего дошкольника к школе.

Тест «Мотивационная готовность к школе» (Д. В. Солдатова). Цель – оценить какой из трех мотивов – игровой, трудовой или учебный – является у ребенка доминирующим.

Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе :

ведущие мотивы учения (социальные, учебно-познавательные, оценочные, позиционные, внешние, игровые мотивы,

отношение к учению (т. е. готовность к принятию внутренней позиции школьника – желание или нежелание учиться в школе,

личностно-значимую деятельность (любимые/нелюбимые виды деятельности, отношение к будущим школьным предметам) у старших дошкольников.

Беседа с детьми. Цель - изучение компонентов мотивационной готовности.

Беседа построена на основе «Стандартной беседы» Т. А. Нежновой, вопросника для выявления особенностей личности дошкольника Т. В. Драгуновой и беседы-интервью Н. В. Елфимовой для выявления мотивации учения младших школьников.

Методика проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются дошкольнику.

Вопросы составлены таким образом, что направлены на диагностику трех выделенных показателей мотивации учения:

- отношение к учению (№ 9, 10, 11, 15, 16, 20);

- ведущие мотивы учения (№ 10, 12, 13, 18, 20);

- виды личностно-значимой деятельности и отношение к конкретным занятиям (№ 5—8, 15—18).

Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о ребенке и введении его в ситуацию обследования (№ 1,2, 3).

Анализ детских рисунков на темы «Как мы занимаемся в детском саду» и «Что мы будем делать в школе» (В. Н. Нижегородцева, В. Д. Шадриков).

Цель – выявить отношение к учебной деятельности, определить характер эмоционального отношения детей к школе, проецируемого в рисунках и уровень школьной тревожности. Детям предлагалось выполнить рисунки на темы: «Как мы занимаемся в детском саду» (позволит выявить виды личностно-значимой деятельности детей) и «Что мы будем делать в школе» (рисунок даст возможность определить отношение ребенка к школе). В процессе рисования записывались высказывания детей, их комментарии к рисункам.

В рисунках детей оценивались особенности изображения (цвет, тщательность изображения, преувеличение реальных размеров предметов, использование композиций, орнаментов) и содержательно (количество рисунков на одну из тем, включение познавательной деятельности, какой именно момент отражен на рисунке, отражение содержания занятия, общения с другими субъектами).

Рисунок «Что мы будем делать в школе» позволил определить отношение ребенка к школе и уровень школьной тревожности. Здесь оценивались: цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка. За каждый параметр ставились баллы, которые затем суммировались и давали возможность оценить: сложилось ли эмоционально благополучное положительное отношение у ребенка к школе и учению; есть ли тревога по отношению к незнакомой для него ситуации; присутствует ли выраженное нежелание идти в школу, страх перед школой.

Наблюдение за детьми в экспериментальной игре «Урок в школе» (по Широковой Н. А., Жадько Е. Г.).

Цель – определить «внутреннюю позицию школьника» через сюжетно-ролевую игру «Урок в школе».

Используется карта наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевой игре.

Показатели наблюдения:

Критерии сформированности «внутренней позиции школьника» : ребенок стремится принять роль ученика, ожидает положительной оценки со стороны «учителя», использует соответствующую атрибутику для игры (ручки, карандаши, тетради; энциклопедии, учебники и пр., содержание игры сводится к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т. д., проявляет выраженный интерес к игре, стремится к выполнению правил игры, проигрывает игру до конца, активно взаимодействует со сверстниками.

Критериями несформированности «внутренней позиции школьника» : дошкольник стремится к принятию роли учителя, а не ученика, предпочитает игру в перемены, разыгрывает приход и уход из школы, проявляет слабый интерес к игре, нарушает правила игры, прерывает игры, не желает вступать сотрудничать со сверстниками, часто отвлекается на другие виды деятельности и игры.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
Опубликовано: 26 января 2022 в 11:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД