Папки-передвижки

«Путешествие в город Словарик». Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы

Татьяна Скрягина
«Путешествие в город Словарик». Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная ситуация с дошкольниками. Образовательная область : речевое развитие. Возрастная группа : подготовительная группа

Тема: «Путешествие в город Словарик»

Основная цель: Формирование представления о многозначных словах.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Публикация «„Путешествие в город Словарик“, Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы» размещена в разделах

«Речевое развитие» : формировать представления о многозначных словах, активизировать и обогащать словарный запас детей, упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.

«Познавательное развитие» : Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам».

«Социально-коммуникативное развитие» : развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.

Дидактические материалы и оборудование: конверт с письмом, карточка с зашифрованным словом «ключ», картинки с однозначными и многозначными словами, презентация «Многозначные слова», мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на открытие нового знания в образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы. В основе разработки лежит системно - деятельностный подход.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и сообщает, что утром около двери лежало письмо. Воспитатель: Не знаю, что с ним делать? Может быть - вы мне посоветуете? Воспитатель: А вдруг оно не нам адресовано? Можно читать чужие письма? Как нам быть? (прочитать, кому адресовано) надо убедиться, что письмо нам. Воспитатель просит прочитать адрес читающего ребенка.

Воспитатель читает письмо детям: Здравствуйте дорогие ребята из группы «Грибочки»! Я уверен, что вы очень сообразительные и сможете мне помочь! Со мной произошла такая история - мама попросила меня принести лук. Я всегда выполняю мамины поручения и сразу нашел среди своих игрушек любимый лук со стрелами и принес его маме. Но, мама, почему то не обрадовалась, а грустно вздохнула и сказала, что я неправильно понял её слова. Объясните мне, что это за слова, которые можно понимать по-разному! Очень надеюсь на вашу помощь! С нетерпением жду вашего ответа! Боря Помогайкин.

Воспитатель задает вопросы: Вы хотите помочь Боре? Как можно помочь? Что нужно узнать? (что за слова, которые можно понимать по-разному) Предлагаю отправиться за ответом в город Словарик. Кто, по вашему мнению, там живёт? (Слова, звуки, буквы, слоги) Сможем мы их увидеть? А услышать?

2. Актуализация Дидактическая задача: закреплять умение выделять первый звук в слове.

Воспитатель: Для того чтобы открылись ворота города Словарика нужно сказать пароль! Он зашифрован в словах-картинках ( На доске предметные картинки: кукла, лимон, юла, чайник.) По первым звукам слов-картинок попробуйте догадаться, какое слово зашифровано? (если дети затрудняются с ответом, вместо картинок выставляет буквы) ключ. После того как дети произнесут пароль «ворота» открываются.

Игра «Приветствие»

Дидактическая задача: упражнять в различении на слух звуков, слогов, слов.

Воспитатель: Добро пожаловать в город Словарик! Мы с вами в городе Словарик нам нужно поприветствовать жителей этого славного города. Звуки мы будем приветствовать поклоном, слог - аплодисментами, слова - реверансом. Воспитатель просит одного ребенка повторить и показать задание. Воспитатель произносит звуки, слова и слоги : дом, за, доброе, у, дело, на, с, телевизор, пень, з, бу, дорога. (2 вариант – выполнить задание с закрытыми глазами)

3. Затруднение в ситуации

Задание на разброс мнений «Заселяем дом»

Дидактическая задача: побуждение к осознанию проблемы

На столе предметные картинки.

Воспитатель: В доме с сиреневой крышей живет слово арбуз. Найдите и назовите те картинки, про которые можно сказать что это арбуз.

А в доме с желтой крышей живет слово ключ. Найдите и назовите те картинки, про которые можно сказать, что это ключ. - Это ключ (ребенок выбирает картинку «ключ от замка»). - Это ключ (если ребенок выбирает картинку «природный ключ»). - Это ключ (если ребенок выбирает «скрипичный ключ»). - Это ключ (если ребенок выбирает «басовый ключ»). Воспитатель вывешивает отобранные картинки под словом «ключ» - Дети, слово было одно? (да) - А как вы его поняли? (по-разному) - Какой возникает вопрос? - Почему одно слово ключ обозначает разные предметы? (не знаем) Что нам нужно узнать? (вопрос) (почему слово ключ обозначает много предметов)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактическая задача: сформировать представление о многозначных словах

- Как же узнать? (спросить у того, кто знает, узнать в интернете, придумать самим).

Воспитатель: Ребята! Вы у меня такие умные, я уверена, что вы сами сможете найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются мнения детей.

Воспитатель: Давайте рассуждать. Сколько значений имеет слово арбуз? (одно) Как назвать слово, у которого одно значение? Какое оно? (однозначное)

А как назвать слово, имеющее много значений? Какое оно? (многозначное) Выслушиваются индивидуальные и коллективные ответы для закрепления нового термина.

А чтобы проверить правильно мы ответили на вопрос или нет, я предлагаю отправиться в кинотеатр города Словарик.

Просмотр презентации «Многозначные слова»

Мы убедились, что вы правильно ответили на вопрос.

Воспитатель: Совпал наш ответ с ответом жителей города Словарик? (да)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Физминутка

В городе Словарик есть стадион. Приглашаю на тренировку. Воспитатель назначает на роль тренера малоактивного ребенка. Тренер показывает движения - команда повторяет.

Игра «Составь предложение»

Дидактическая задача: упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении.

В городе Словарик есть школа. Учителя приготовили вам задание. Вы готовы его выполнить? Приглашаю вас в классы синий и красный. Выбирайте, в каком классе, хотите учиться вы? (Дети сами выбирают себе место) В каждом классе одинаковые картинки с многозначными словами. Составьте предложение с многозначным словом так, чтоб ребятам в другом классе было понятно, в каком значении вы его используете, и они подняли нужную картинку.

6. Осмысление

Дидактическая задача: рефлексия деятельности

Воспитатель собирает детей вокруг себя и задает вопросы: «Где побывали? Что нового узнали? Кому нужна была помощь? Смогли помочь? Почему смогли? Что мы напишем в письме Боре Помогайкину? Что ему посоветуем?

Рефлексия «Светофор успеха» цель: самооценка детей личных достижений

Сопровождение к презентации

Слайд №1. Это город Словарик. Здесь живут слова. Давайте с ними познакомимся! Это слова – близнецы. Они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы.

Слайд №2. Коса. Право, я причёска – чудо. Заплести меня не худо.

Коса на лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом.

Коса. В воду я вдаюсь полоской узкой, серенькой и плоской. Песчаная коса

Слайд №3. Лук. Взял я лук, одну стрелу, натянул я тетиву. Ты лети моя стрела В голубые небеса! Прилетела в огород, где на грядке лук растёт.

Слайд №4. Ключ. Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ – скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Слайд №5. Лисичка. Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки: Где вы были? У лисички. Что вы ели там? Лисички

Слайд №6. Иголка. Есть иголки у ежа. И, конечно, у ерша. У сосны и ёлки тоже есть иголки.

Это швейная игла. Всем одежду шьёт она.

Слайд №7. Бежит река, время, человек, молоко.

Слайд №8. Петрушка. И веселая игрушка, и зеленая петрушка.

Слайд №9. Кисть. Какой кистью нельзя рисовать?

Слайд№ 10. Ну а всё это друзья многозначные слова.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Путешествие в город «Добро-вежливо» (Совместное с детьми подготовительной к школе группы) Цель. Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного, неотъемлемого качества человека. Развивать.

Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город»Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город» Цель: Ознакомить детей с новым видом музыкальной деятельности: "Музыкальный квест". Развивать творческие и музыкальные способности.

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

«Путешествие на остров Грамматики». Образовательная деятельность для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС -Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто из вас еще не знает, чем сегодня.

Конспект НОД в подготовительной к школе группы «Путешествие в город Здоровья» Путешествие в город Здоровья Цель: закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни. Задачи: 1) систематизировать знания детей о составляющих.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в город Словарик». Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы
Опубликовано: 4 октября 2021 в 12:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в город Словарик». Образовательная ситуация с дошкольниками подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД