Анна Ефимова
Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Работа по самообразованию воспитателя детского сада
Полтора года назад я пришла работать в наш замечательный детский сад. Еще тогда собираясь в свою первую рабочую смену, молодой начинающий педагог, я задавала себе вопрос: Как вести себя с детьми? как вести себя с семьями воспитанников? Как я буду успокаивать, занимать детей после расставания с их близкими? Эти и многие другие вопросы не давали мне покоя.
Публикация «Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада» размещена в разделах
Итак, я - воспитатель, молодой специалист. Мне казалось, что с первого дня я смогу быть добрым другом детей, смогу ответить на их тысячный «почему». Но вначале были неудачи и даже слезы. Не сразу удалось найти общий язык с детьми: зачастую они не слушали меня, занятия проходили не интересно, трудно было распределить внимание на всех ребят, не хватало терпения, выдержки, самообладания. Я, еще не опытный воспитатель, обращалась за помощью к старшим воспитателям, педагогу-психологу, коллегам, пользующимся уважением и готовым всегда помочь. Я пыталась понять, в чем причина моих неудач. Оказалось, что одного желания работать с детьми мало, нужны специальные знания.
Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что не только своим душевным участием, терпением, в добром взаимоотношении с родителями можно достичь положительного результата. Для того чтобы достичь успеха в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. На протяжении двух лет адаптационный период постоянно являлся предметом моего внимательного и детального изучения.
Для того чтобы начать работу, в первую очередь я обратилась за помощью методическую службу нашего детского сада, педагогу-психологу, а так же к опытным воспитателям. Они все, конечно, в тот момент и стали моей поддержкой и опорой.
В связи с этим моей первой темой по самообразованию стала :
"Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада".Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. до поступления в наш детский сад, мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности по данной теме и профессионального мастерства.
Для реализации данной цели я поставила следующиезадачи:
1) Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
2) Планирование работы в адаптационный период;
3) Календарное планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
4) Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
5) Работа с родителями;
5) Повышение личной компетенции в данном вопросе.
Я изучила общеобразовательную программу нашего детского сада, ФГОС, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Так же в течении всего времени моей работы посещала семинары и конференциив нашем детском саду, районе и городе; «Академию мастерства для родителей и педагогов» под руководством Татьяны Дмитриевны Яковенко; вхожу в состав творческих лаболаторий "Молодой педагог", "Ребенок и книга". Прошла стажировку В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, где получила бесценный опыт от Абакировой Татьяны Петровны (заместитель директора по научно-методической работе,педагога-психолога, воспитателей, которые там работают.
Так же конечно обратила свое внимание на методическую литературу:
- Жердеева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) Изд. 3 Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
- Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие, 2 издание, М., Айрис – пресс, 2006 г.
- Электронные ресурсы: портал maam.ru, учебно-методический кабинет, Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru, и другим сайтам.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы :
• Анкетирование родителей
• Информация о здоровье вновь пришедших детей
• Адаптационный лист
• Анализ адаптации детей
• Планирование работы в адаптационный период
• Создание комфортных условий для пребывания детей в группе
• Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждений, релаксационных упражнений
Работая по теме, я разработала планирование с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей раннего возраста.
Также я использовала такие игры как "Покружимся", Иди ко мне", "Раздувайся мой шар" и т. д., которые способствуют сближению и доверию к воспитателю,пение перед сном, засыпание с любимой игрушкой, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, подвижные игры, игры на развитие речевой активности, пальчиковые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, телесная терапия «Обними меня», беседы о группе, изготовление коллажа «Я в детском саду.
В период адаптации в группе было проведено наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, поведением ребенка в момент расставания и встречи с родными, отношением к предметному миру и игрушкам, речевой активностью, двигательной активностью, аппетитом ребенка, взаимодействием со взрослыми, взаимодействием с детьми. Данные наблюдений фиксировались в индивидуальных листах адаптации.
Для снижения рисков дезадаптпации нам помогала, работая с детьми, педагог-психолог Кох Е. В.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
1. незнание слов-запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
2. несоответствие режимов (домашнего и группового);
3. несформированность культурно-гигиенических навыков;
4. отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
5. неумение занять себя.
Это и будет сейчас являться направлением моей работы по самообразованию.
Актуальной является задача обучения родителей различным формам поддержки ребенка. Для родителей была предоставлена стендовая и печатная информация (буклеты, памятки, анкетирование родителей, велась просветительская и консультативная работа, проводилось родительское собрание, индивидуальные беседы по итогам дня, где они могли получить рекомендации, которые помогли, быстрее адаптировать их малыша, повышалась педагогическая компетентность родителей.
Итоги адаптации педагог психолог объявила родителям на собрании.
64% - имеют высокий уровень адаптированности
29% - имеют средний уровень адаптированности
Таким образом, изучая материал по данной теме, мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно и профессионально организовать свою работу, а тесное сотрудничество с родителями в адаптационный период дали положительные результаты в сохранении психического, физического развития и здоровья детей раннего возраста. В своей работе я не хочу останавливаться на достигнутом, ведь скоро в нашу группу придут новые дети, которые тоже будут нуждаться во мне!