МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи»

Наталья Горбенко
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи»

Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны.

Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».

Уважаемые родители!

Публикация «Опыт работы „Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Сегодня я хочу рассказать вам о том, что является причиной неуспеваемости по некоторым предметам ребенка в школе. Как правило, именно недоразвитие фонематического восприятия - умения слышать, выделять и различать звуки родного языка (фонемы).

У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное нарушение фонематического восприятия и гораздо чаще, чем у детей с нормальным речевым развитием, возникают такие нарушения как : дисграфия и дислексия. Это частичное нарушение процессов письма и чтения. Дети при письме искажают и заменяют буквы, переставляют или упускают слоги, не соблюдают слитность написания слов в предложении. При чтении проблемными становятся те буквы, звуки которых были дефектными и теперь уже буквы дети заменяют, искажают, упускают, добавляют, переставляют, недочитывают, выпускают из середины слова – слоги, надолго «застревают» на чтении отдельных букв, испытывая «муки слияния», перечитывают несколько раз, для того, чтобы понять смысл прочитанного слова или предложения.

Ведущее место в коррекционной работе я отвожу развитию фонематического восприятия, как основы подготовки детей к обучению грамоте. Индивидуально – подгрупповую работу провожу систематически и поэтапно в течение двух, а с некоторыми детьми и трех лет, начиная со среднего возраста с широким использованием игр и игровых упражнений. Цель – научить ребенка различать и анализировать звуки. Игры направлены на выработку следующих умений :

- умение различать на слух слова, отличающиеся одним звуком;

- дифференциацию звуков;

- умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук;

- умение делить слова на слоги;

- умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова;

- умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);

- умение анализировать звуковой состав слова.

Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения по развитию фонематического восприятия. В такие игры можно поиграть с ребенком и дома.

В игре «Хлопни верно» ребенок учится различать сходные по звучанию слова.

Вы называете слова, то верно, то неверно, например: форота, корота, морота, ворота, порота, хорота. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Или, например, более сложная игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком – картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Вы называете предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Следующие игры формируют у ребенка умение различать слоги.

Игра «Четвертый лишний». Вы произносите ряды слогов: «па-па-па-ба», «фа-фа-ва-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Можно поиграть в игру «Переводчик». Вы говорите ребенку на ухо слог, а ребенок его произносит громко, для всех.

Игра «Похлопаем». Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривайте их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносите слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Далее формируем у ребенка умение различать гласные, затем согласные звуки.

Начинаем с игры «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.

Очень интересна для детей игра «Шутки-минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Малышу понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их. Например:

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.

Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад.

Там листочки в бочках спят.

Советую поиграть с ребенком в игры, формирующие навыки элементарного звукового анализа. Например, игра «Кто больше придумает слов?». Предложите ребенку придумать слова со звуком (с) в начале слова. Кто больше придумает слов за одну минуту?

Увлекательна игра с мячом «Цепочка». Вы с ребенком, перебрасывая мяч друг другу, должны называть слова, начинающиеся на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки)

Постарайтесь помочь своему ребенку закрепить новый материал дома и тогда наша с вами коррекционная работа будет более эффективной!

Учитель – логопед: Горбенко Наталья Николаевна.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями 3–4 лет Цель: Развитие фонетико – фонетиматического восприятия на основе упражнений в узнавании и различении звукоподражательных слов «аф», «фу».

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями «Покажи как» Цель: Формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов «оп», «пи», «пух». 1. Упражнение в соотнесении.

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет» .

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Опыт работы проектной площадки «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредствам обучения игре в шахматы» Опыт работы проектной площадки на тему «Познавательное развитие старших дошкольников через обучение игре в шахматы». Зачем нужно учить.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит.

Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР Тема: "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФНР" Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,.

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста 1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 15:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД