Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации

Наталья Збарская
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

На 1 полугодие:

• Формировать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о предметном и природном окружении.

• Познакомить детей с экспериментально-исследовательской деятельностью, путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи (совместно с воспитателем делать определенный вывод).

• Совершенствовать восприятие, активно включая все органы чувств.

На 2 полугодие:

• Формировать у детей среднего возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)

• Расширять экспериментально-исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия;

• Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей интереса, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

• Изучение научно-педагогической литературы;

• Разработка перспективных планов;

• Создание предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

• Обобщение опыта работы по самообразованию.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

2. Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по данной теме.

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы:

• «Организация детского экспериментирования».

• «Научите ребенка любить природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Правила поведения в лесу»

- «Добрые дела»

- «Мои домашние питомцы»

План реализации программы по самообразованию

Дата Формы и методы работы с детьми Интеграция образов-ных областей Работа с родителями Литература Примечание

Сентябрь Изучение литературы по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;

Диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»;

Изготовление картотеки опытов и экспериментов;

Создание уголка экспериментирования. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Помощь родителей в сборе оборудования и материалов для уголка экспериментиро

вания «Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Октябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Характерные особенности сезонов;

Воздух;

Вода;

Тепло;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Мои домашние питомцы»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Ноябрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде;

Вес

Звук;

Свойства материалов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Декабрь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Воздух;

Теплота;

Вес притяжение;

Характерные особенности сезонов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Добрые дела»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования».

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Январь Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Свет, цвет;

Вода;

Человек;

Звук.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Февраль Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Человек. Рукотворный мир. Преобразование;

Вес притяжение;

Воздух;

Свойства материалов;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Март Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Растения и животные как живые организмы: рост, потребности размножение;

Теплота;

Человек;

Вода;

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Тематическая фотовыставка:

«Правила поведения в лесу»

Консультация для родителей

«Научите ребенка любить природу».

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Апрель Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Песок, глина, камни;

Характерные особенности сезонов;

Воздух;

Человек.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические. «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

Май Поисково – познавательная деятельность с детьми:

Свет, цвет;

Магниты и притяжение;

Человек;

Вода.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Итоговая диагностика знаний детей по «Познавательному развитию»; «Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» А. И. Иванова

«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина

Интернет ресурсы

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

2. Достаточность;

3. Доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка.

Активности, стимулируемой взрослым.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие;

Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Список литературы:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2004 год.

4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольникаТеатрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему "Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника".

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску.

Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ» «Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто…» Сократ Существенное снижение показателей здоровья и темпов развития.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы «В поисках нового цвета» Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ознакомления со способами получения.

Конспекты поисково-исследовательской деятельности детей средней группы Конспекты поисково-исследовательской деятельности детей средней группы. Сентябрь Экспериментирование с песком и водой. №1 Конспект «Волшебное.

Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей Организация опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности детей 1. Структура занятия – экспериментирования Постановка.

Построение интегративной модели успешной социализации детей с ОВЗ на основе социально-педагогического партнерства Особенности комплексного изучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом Лариса Николаевна Чеботарева Муниципальное бюджетное.

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностиРазвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. «Люди, научившиеся.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации
Опубликовано: 24 января 2017 в 21:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет занятия по рисованию филимоновской игрушки
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям,...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Цветок знаний» своими руками
Игра является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает...
Дидактическая игра «Путешествие по Золотому кольцу»
Цель - познакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями. Задачи: 1. Познакомить детей...
Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа
Проект «в гостях у Дымки» ( 2 младшая группа) Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами...
Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»
Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много...