Лучший педагог года

Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики

Рима Балтабаева
Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики

Выступление Балтабаевой Р. А. учителя средней школы имени

В. Маяковского на августовской конференции учителей Жарминского района ВКО на секции учителей начальных классов.

Тема: «Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на уроках математики на основе коммерческой математики».

Публикация «Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики» размещена в разделах

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашего государства. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Необходимость формирования у младших школьников творческого мышления ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении задач. Учителю надо помнить, что многократное повторение однотипных задач на одном уроке может привести к нежелательным явлениям. Решив несколько сходных между собой задач, учащиеся и к следующей, отличной от них задаче пытаются применить те же приёмы решения, то есть проявляется своеобразная инерция мышления. Для формирования гибкости мышления необходимо на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причём обязательно разбирать их, обсуждать условия и особенности решения.

Развитию у детей логического мышления способствуют такие задания, как решение задач с недостающими или вообще отсутствующими данными, а также с лишними данными. Например: «Мальчику купили игрушки: мишку и машинку. Машинка стоит 5 тенге. Сколько стоят вместе обе эти игрушки?». Или: «В детский сад привезли молоко в двух бидонах. В одном 32 литра, а в другом 30 литров. На обед израсходовали 40 литров молока. Сколько литров молока привезли? Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют, например, задания на определение закономерности: «Вставь пропущенное число»-

Решение: недостающее число равно 24; числа возрастают соответственно на 2,3,4,5,6.

Содержательно- логические задания развивающего характера включаю в каждый урок математики в течение всего учебного года, которые органично увязываются с программным математическим материалом.

Работая с учениками 4 класса, на уроке я часто использовала «коммерческие задачи», обращаясь к пособию «Коммерческая математика». Главная цель этой книги- показать детям, как увлекателен и интересен мир, связанный с экономикой, познакомить их с первоначальными рыночными понятиями (обмен, товар, деньги, прибыль, и т. д.)

Думаю, что уже в начальных классах нужно развивать у детей «рыночные мышление». И в этой брошюрке уделяется столь большое внимание логическим задачам на денежные расчеты, взвешивание, планирование своих действий в различных условиях.

Известно, что задачи со сказочным сюжетом очень нравится всем детям. Сказочная форма позволяет ввести ребят в мир математики, используя увлекательную ситуацию. Это учитывается в данном пособии, где в каждой главе можно найти задачи со сказочным сюжетом.

В самом начале детям говорю, что мы отправимся в путешествие по стране Эколандия.

Примерно 10 тысяч лет тому назад земледельцы этой страны начали вытеснять охотничьи племена. Появились первые человеческие поселения, в которых начали развиваться различные ремесла. Но чаще всего в каждом из этих поселений люди занимались одним ремеслом: или гончарным, или кузнечным, или рыболовным. Но рыбаку нужны сети, кузнецу - горшки, земледельцу – подковы. И появилась необходимость в обмене продуктами своего труда. Продукты, которые участвовали в обмене, получили название товары.

И сразу даю задачу:

Задача: «Охотник Тигров добыл за сезон 48 шкур белок. Каждые 4 шкуры он может обменять на 1 мешок пшеницы, каждые 2 шкуры на 8 подков. Хватит ли ему добытых шкур для того, чтобы подковать 4 лошади и получить 3 мешка пшеницы?».

Краткое условие записано на доске:

Добыл – 48 шкур

4 шкуры – 1 мешок пшеницы

2 шкуры – 8 подков

Нужно подковать 4 лошади и получить 3 мешка пшеницы.

Хватит ли этих шкур?

-А сколько нужно подков 1 лошади? (4) Почему?

Решение.

1) 4 x 3 = 12 (шк.) – за 3 мешка пшеницы.

2) 8 : 2 = 4 (п.) – за 1 шкуру.

3) 4 x 4 = 16 (п.) – 4 лошадям.

4) 16 : 4 = 4 (шк.) – на 16 подков

5) 12 + 4 = 16 (шк.)

Ответ: добытые шкуры хватят для обмена.

Задачи такого типа требуют не только выполнения арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств.

Некоторые дети такие задачи выполняют, записывают не только по действиям, но и выражением. Поэтому здесь уместно спросить, а как по- другому можно решить, а как можно по – другому записать?

(4 x 3+ 8 : 2 x 4 : 4= 16)

Задачи на движение представляют собой тот благодатный материал, который может служить прекрасным средством развития логического мышления и вычислительных навыков учащихся. Необходимость решать задачи ещё и различными способами сопровождает ученика в течение всей его учебы в школе. Кроме того, выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой деятельности.

При решение задач на движение говорю, что в стране Эколандия протекает огромная река и у жителей появилась необходимость двигаться по этой реке, строить корабли для ловли рыб.

Предприниматель Осетров и Рыбаков построили два огромных судна. Судна Осетрова за 8 часов проходит 312 км. За сколько часов пройдет 231 км. судно Рыбакова, если его скорость на 6 км. меньше скорости первого?

Краткое условие.

Скорость Время Расстояние.

? 8ч. 312 км.

? на 6 км. меньше? 231 км.

Спрашиваю у детей- У кого готов ответ?

Прохожу по рядам. Дети шепчут мне на ухо, так как многие дети очень хорошо и быстро выполняют вычисления.

Решение.

1) 312 :8 = 39 (км/ч)- скорость 1 теплохода

2)39 – 6 = 33 (км/ч) – скорость 2 судна

3) 231 : 33 = 7 (ч.)

Ответ: за 7 часов.

А кто решил другим способом?

Эту задачу можно решить и другим способом в 4,6,7 действиях.

Именно умение и способность находить различные пути и способы решения проблемы часто приносит успех и удовлетворение, глобальные интересы коллектива.

Велика в этом роль учителя. Он должен уметь искусно решать задачи знать заранее, сколькими и какими именно способами можно решить ту или иную задачу.

Далее в главе «Маркетинг и рынок» дети узнают, что такое (market – английское слово – рынок). Маркетинг – это наука, изучающая потребности клиентов и находящая способы удовлетворения этих потребностей.

В Эколандии появились деньги: крупная монета- талер, мелкая- форинт. В 1 талере – 100 форинтов.

Магазин «У Марфы» уже несколько раз был на грани банкротства. А все из-за того, что или товаров много, а продажа их идет плохо, или, наоборот, некоторых товаров не хватает, а их нет и нет.

И вот решил хозяин: нужно знать приблизительный спрос каждого клиента на определенный товар или необходима информация.

Задача: Егор подсчитал, что в районе, который обслуживает его магазин, проживает 80 семей по 3 человека и 120 семей по 4 человека в каждой. Далее он выяснил, что семья из трех человек потребляет в среднем 11кг., а из 4 человек- 14 кг. Картофеля в месяц. Какое количество картофеля необходимо для удовлетворения спроса этих клиентов?

Краткое условие:

80 семей по 3ч. - по 11кг. Карт. 1 семья

120 семей по 4ч. - по 14кг. Карт. 1 семья

Решение и анализ.

-Какой главный вопрос задачи?

-Что узнаем в начале.

1) 11 * 80 = 880 (кг.)- потребляет семья из 3 человек.

2) 14 * 120 =1680 (кг.) – потребляет семья из 4 человек.

3)1680 + 880 = 2560 (кг.)

Ответ: 2560 килограммов.

Задачи на сообразительность развивают логику.

- Как взвесить 4 кг. сахара, если имеются гири в 3кг. и 5кг.

( Ответ: нужно на одну чашу поставить гирю в 5кг., а на другую гирю в 3кг. и досыпать сахар. Сахара будет 2 кг. Ещё раз проделать эту операцию. В итоге 4 кг. сахара)

Особый интерес представляют головоломки о расстановке цифр. Даю детям задание:

-Нарисуйте в тетрадях круги и заполните их нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне была равна 20,17.

Выработка таких умений и навыков приучает делать предложения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учить правильно, мыслить.

Большой интерес вызывают у детей задания с геометрическим материалом.

Рисунок кошки: Спрашиваю у детей –

- Из каких фигур состоит рисунок кошки?

- Какой фигурой представлено туловище?

- Чему равен периметр туловища, если его длина равна 12 см., а ширина 7см.

(Р = 38 см.)

- Чему равна площадь? (S = 84 см. 2).

- А сколько вы нашли в туловище треугольников? Сосчитайте, покажите (8 треугольников).

В конце после решения многих заданий по коммерческой математике, которые я включаю в какие – то этапы урока говорю, что в стране Эколандии жили люди, которые знали, что если хорошо работаешь, то будешь получать соответствующую прибыль и будешь хорошо жить. Полученную прибыль деловые люди чаще всего направляли на благородные дела. Ещё в древние века купчиха Марфа вложила свои деньги в строительство первой в Сосногорске школы. А потом уже появились в Сосногорске и стадион, и больница, и концертный зал. Средства на них выделяли деловые люди.

Приведенные задания способствуют не только развитию логического мышления детей, но и развитию познавательных способностей. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверено ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические задания в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления и вычислительных навыков учащихся начальных классов на основе коммерческой математики
Опубликовано: 23 января 2014 в 22:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД