Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности

Елена Крылова
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Крылова Елена Павловна

Воспитатель

Первая квалификационная категория

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №4 имени Дважды Героя Советского Союза

Александра Осиповича Шабалина» корпус 2 «Детский сад «Улыбка»

Тип материала: обобщение опыта работы

Вид деятельности : художественное творчество

Аннотация (пояснительная записка) :

Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» размещена в разделах

Учёными выявлена связь между активными движениями пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучать их свойства. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Как это сделать, чтобы ребёнку было интересно и увлекательно? Для этого предлагаю применить в своей работе нетрадиционные техники: тестопластику, пластилинографию и технику оригами.

Тестопластика. Развитием мелкой моторики я занялась 5 лет назад. Начала свою деятельность с детьми раннего возраста через тестопластику – это искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста). Не зря говорят: все новое -давно забытое старое. Это можно отнести и к тестопластике. Известно, что подобное творчество зародилось еще в Древнем Египте, именно тогда лепили фигуры из теста.

Лепка из солёного теста, «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, что определяет новизну творческой работы. Солёное тесто в последнее время становится очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет огромное удовольствие и радость. Игровые занятия с солёным тестом несут в себе огромный потенциал для развития детей раннего возраста и адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в игру, активно самостоятельно действовать. Даже необщительный и замкнутый малыш может реализовать себя, проявив изобретательность и фантазию. В период раннего возраста детям присуща повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Этот же период характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Именно в этом возрасте с двух до трёх ребенок переходит из состояния привычной психологической защищенности в мир непонятных опасностей. Страдают родители и дети. Это проблема адаптации. При использовании тестопластики в работе с маленькими детьми адаптация проходит намного легче. Малышам занятия с тестом помогают легче пережить разлуку с матерью, вызывают положительные эмоции, приносят радость. Занятия с тестом оставляют приятные ощущения и позволяют ребёнку расслабиться. Настроение детей улучшается. Тесто можно перекладывать из ладошки в ладошку, отщипывать от него кусочки, прятать в него различные предметы, находить их. А можно просто лепить бесформенные «ляпухи». Пусть делают всё, что хотят, полная свобода действий. Маленькие ручки должны привыкнуть к свойствам теста.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством тестопластики.

Задачи:

-Развивать мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук. - Сформировать у детей навыки лепки.

-Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.

-Развивать фантазию, воображение, мышление.

-Воспитывать интерес детей к декоративно – прикладному искусству через приобщение к народному промыслу.

С детьми обязательно нужно проводить предварительную работу:

- Наблюдение за живыми объектами; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций;

- Рассматривание народных игрушек; муляжей и т. д.

Дети с большим интересом и усердием занимаются тем, что дома им часто не доступно: пачкаться в муке, лепить из теста всё, что ты хочешь, да ещё к тому же за это хвалят.

Технические приё мы при работе с лепкой:

- Разминание

- Раскатывание

- Расплющивание

С детьми первой младшей группы на занятиях по тестопластике мы формируем умение лепить фигуры круглой формы: колобок, мяч, бусы, яблоки, ягодки и т. д. Дети учатся раскатывать из солёного теста столбики между ладонями, соединять детали: улитка, баранки, снежинки, ёлочка и т. д.

Изучив эту тему, можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Пластилинография. Затем с детьми младшего дошкольного возраста мы продолжили развитие мелкой моторики рук через пластилинографию. Каждое новое творческое начинание для человека – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

Нетрадиционная техника «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «ГРАФИЯ» - создавать, изображать. «ПЛАСТИЛИН» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений. («Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография.) Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. (Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.)

Цель:

-развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.

Задачи:

- Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

- Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

-Учить дошкольников работать на заданном пространстве.

-Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.

- Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.

Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того – эффективное средство развития мелкой моторики руки. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография.

С младшей группой начала знакомить детей с пластилинографией, а в средней группе продолжила. Включала художественно – творческую деятельность в образовательный процесс, в свободное время, в ходе режимных моментов. На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговаривали, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разбирали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Говорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Играли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности.

Этап 2. Это обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии.

На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка. Кроме того, ребята освоили следующие приё мы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов, научились пользоваться стекой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия.

Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.

Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

Техники и приемы рисования пластилином на картоне:

1. Примазывание.

2. Скатывание.

3. Надавливание.

4. Размазывание.

5. Лепка из «колбасок».

6. Лепка с использованием природных материалов.

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику в развитии мелкой моторики воспитанников в сравнении с предыдущими показателями. Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования. Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Техника Оригами. Далее в старшей группе продолжила развитие мелкой моторики рук, но уже через конструирование из бумаги (техника оригами)

Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста

средствами ознакомления с техникой работы оригами.

Задачи:

Формировать умение работать с бумагой, используя различные приё мы: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнять в концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.

Развивать пространственное воображение – формировать умение читать пооперационные карты, действовать в соответствии со схемой, представлять конечный результат (объёмную фигурку).

Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать аккуратность ответственность.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять и уточнять представления детей о живой природе.

Формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми, в ходе выполнения коллективных работ.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные).

Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Откуда же появилась техника «Оригами»?Искусство «оригами» известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»-складывать. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения.

Оригами – это искусство, которое:

-развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

-помогает развивать художественный вкус и логику;

-эффективно способствует формированию пространственного воображения;

-активизирует мыслительные процессы;

-совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

-развиваетсяглазомер;

-дисциплинирует;

-воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;

- развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

Работа проводится на занятиях по конструированию и вне занятий, в

совместной деятельности с педагогом, индивидуальным и подгрупповым

способом.

Структура занятия:

Создание мотивации (загадки, стихи, интересные истории о предмете, показ презентаций).

Повторение базовых форм

Показ и рассматривание образца

Чтение схемы поэтапного выполнения

Практическая часть

Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество)

После того как ребёнок овладел способом складывания фигурки по пооперационной карте, он применяет умение в самостоятельной творческой деятельности (складывает фигурки по памяти, обыгрывают поделки: режиссёрская игра, настольный театр).

Этапы работы с детьми:

Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами, происхождением этого способа работы с бумагой, готовыми работами.

Организационно-подготовительный – подготовка необходимого материала, знакомство с разными сортами бумаги, её подбор для изготовления поделок.

Деятельностно-обучающий – обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами (косынка, воздушный змей, дверь, квадрат)

Продуктивно-творческий – самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстративный метод – демонстрация способов действий, показ образца, рассказ педагога, беседа.

Частично-поисковый- задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания.

Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют

моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Условия:

Хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой. Бумага должна быть мягкой.

Ребёнку надо дать стимул для выполнения определённых операций с бумагой.

Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

Важно, чтобы ребенок испытывал радость от того, что у него все получилось.

Взаимодействие с родителями.

Новизна личного вклада в развитие образования :

В своей деятельности, уделяю большое внимание именно коллективным работам в технике оригами. Что позволяет формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми в группе, способствует возникновению сотрудничества в коллективе.

1. Для работы с детьми старшего возраста, была разработана система занятий по конструированию из бумаги в технике оригами;

2. В группе создан уголок творчества, где дети могут не только вспомнить базовые формы оригами, заняться конструированием из бумаги, но и организовать игру с готовыми поделками.

3. Для родителей собран материал и оформлена информационная папка на тему «Чудесный мир оригами».

Эту работу считаю эффективной, плодотворной и нужной так как: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки; отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело; дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами, повысился интерес родителей к развитию творчества детей.

Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с бумагой, в частности способом оригами, способствуют не только развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, но и всестороннему их развитию.

Список литературы:

[1]Е. А. Янушко Лепка с детьми раннего возраста, М. : Мозаика – Синтез, 2005

[2]Д. Н. Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 лет, - М. : «Мозаика – Синтез, 2011

[3]И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду ранний возраст, Карапуз, 2009

[4]И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду младший возраст, Карапуз, 2010

[5]Г. Н. Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, М-. : Скрипторий 2003, 2007

[6]Г. Н. Давыдова Детский дизайн и пластилинография, М. -: Скрипторий 2003, 2011

[7]Ю. И. Дорогов, Е. Ю Дорогова Секреты оригами для дошкольников,2007

[8] Д. И. Долженко 100 поделок из бумаги,2011

[9]С. В. Соколова Оригами для старших дошкольников, 2010

[10]Т. И. Тарабарина Оригами для начинающих Лучшие модели для детского сада, 2009

[11]Н. Н. Чернова Волшебная бумага, 2005

[12] С. Ю Афонькин, Е. Ю. Афонькина Всё об оригами, 2004

[13]Л. А. Парамонова Теория творческого конструирования в детском саду, 2002

[14]И. Н. Хананова, Соленое тесто Фантазии из муки, соли и воды. М. -: ООО АСТ-Пресс Книга,2006

[15]И. Л. Лыкова Лепим, фантазируем, играем Книга для занятий с детьми дошкольного возраста, М. -: ТЦ Сфера, 2000

[16]Т. С. Комарова Детское художественное творчество Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. -: Мозаика- Синтез,2005

[17]И. Е Светлова Развиваем мелкую и координацию движения рук, М. -: Экмо-Пресс, 2001

[18] Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1– 3 года: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей : [16+] / Е. А. Янушко. – Москва : Владос, 2018. – 342 с. : ил. – (Развивающее обучение).

[19] Развитие мелкой моторики малыша с 1 года

[20] Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/581288

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Интегрированное занятие в средней группе «Предметы округлой формы. Развитие мелкой моторики посредством разных материалов»Интегрированное занятие в средней группе «Предметы округлой формы. Развитие мелкой моторики посредством разных материалов» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119» КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности
Опубликовано: 11 мая 2024 в 12:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Крылова (УИ 2174000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД