Евгения Ткач
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию воспитателя Ткач Евгении Викторовны
на 2020-2021 учебный год.
ТЕМА: «Развитие речи детей младшей группы
с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020 г.
Месяц окончания работы: май 2021 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приё мы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии :
Лепка из пластилина с использованием природного материла (крупы, ракушки и т. д.)
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Да потому, что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно – двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем, а значит, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Поэтому я и выбрала тему по самообразованию : «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Определила цель своей работы: Речевое развитие речи детей дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук.
И для достижения этой цели выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Используя пальчиковые игры в работе с детьми по развитию речи, можно заметить, что дети эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками.
Большое внимание уделяла предметно-развивающей среде. Были выложены игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют так же различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация в нетрадиционной форме, лепка с использованием нетрадиционных материалов, конструирование и т. д., поэтому, были составлены конспекты НОД по продуктивной деятельности (Лепка с использованием природных материалов (семечки арбуза, крупа, скорлупа от фисташек, семечки подсолнечника, рисование (рис. Пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми губками, аппликация (из бумажных салфеток методом обрывания и скатывания). Проведены НОД по конструированию из бумаги, а также проведены
упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов.
Для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр».
С помощью родителей изготовили пальчиковый театр из бумаги : «Репка»», «Колобок».
В свободное время были проведены эти пальчиковые театры, были составлены с детьми новые сказки с использованием героев из разных сказок.
В течение года читали с детьми рассказы, потешки, стихотворения с использованием пальчиков.
Для родителей групп были представлены письменные консультации:
«Для чего нужны пальчиковые игры? Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Ум на кончиках пальцев. Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.»
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями, изготовлены буклеты для родителей: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей».
В результате моей работы по этой теме дети стали более общительные, пальчики становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, дети овладевают сложными упражнениями, речь детей начала развиваться интенсивнее.
Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.