Педагогический проект «Развитие связной речи»

Ольга Койло
Педагогический проект «Развитие связной речи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ

«Развитие связной речи»

(детей 4-5лет)

Автор проекта: воспитатель 1 категории

Койло Ольга Николаевна

г. Исилькуль 2019г.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А. В.Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Актуальность проекта:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.

Цель проекта:

- формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.

Задачи проекта:

Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения

Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и

обеспечивают его сохранение до окончания занятия

Участники проекта:

• дети средней группы МДОУ «Детский сад № 3

педагоги;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта: долгосрочный сентябрь – апрель 2017-2019 учебного года. Этапы реализации проекта «Речевое развитие»

ЭТАПЫ ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы

Апрель - май 2017 год

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение центра речевого развития Совершенствование развивающей среды,создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник сказок

- макеты в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- подборка дидактических игр

- книжки –малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» В течении года

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки В течении года

Пополнение уголка природы

Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению детей дома Сентябрь

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы по методике М. В. Емельяновой Сентябрь

Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по речевому развитию воспитанников группы Октябрь

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы По плану

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр Октябрь

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки В течение года

Проведение праздников «Праздник Осени», «День матери» По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке По плану

Работа с педагогами Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия По плану

Выступление на педагогическом совете По плану

Оформление картотеки дидактических игр В течении

Года

Работа с родителями Участие в акции

В течение года

Создание газеты «Речевой ручеек»

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях)

Посещение родителями открытых занятий

ИТОГОВЫЙ Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей группы Диагностика и мониторинг качества речевого образования в группе Апрель

Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы по методике М. В. Емельяновой Апрель

Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы Апрель

Презентация проекта (на педагогическом совете) Апрель

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование Апрель

Обобщение опыта семейного воспитания Апрель

Фотовыставка «» Апрель

Заключение.

Проблема речевого развития традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.

Актуальность проблемы моего исследования обусловлена социальным заказом общества на речевом развитии у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.

Поскольку моя исследовательская работа основывается на представлениях о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста о предложенных А. Н. Гвоздевым, я определила, что на каждом конкретном возрастном этапе только начинает формироваться, что уже достаточно сформировано, и каких лексико-грамматических проявлений вообще не стоит ожидать в ближайшее время.

Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте,который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, контаминированные, соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т. п.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мною были выделены следующие условия развития связной речидетей старшего дошкольного возраста: использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Для выявления уровней развития связной речидетей средней дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.

и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Таким образом, при системном,комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. обогащение активного и потенциального словаря ребенка,

2. развитие грамматического строя речи

Данный проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям развивать грамотную речь

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Педагогический проект «Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет» .

Педагогический совет «Формирование и развитие навыков связной речи у детей путём обучению рассказыванию» Педагогический совет «Формирование и развитие навыков связной речи у детей путём обучению рассказыванию» Говорить умеют почти все, но говорить.

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы» Актуальность. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня.

Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 ПРОЕКТ Развитие связной речи у старших дошкольников посредством.

Развитие связной речи младших школьников Связная речь - это сложное целое, состоящее из одной или нескольких групп предложений, характеризующихся единством темы, чётким выделением.

Развитие связной речи у детей Развитие связной речи у детей. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая.

Развитие связной речи у дошкольников Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо.

Автор публикации:
Педагогический проект «Развитие связной речи»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 11:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Фотоотчёт игрового развлечения «В гости к мудрой сове»
Фотоочёт игрового развлечения на тему "В гости к Мудрой Сове" в старшей группе. Цель развлечения: способствовать развитию речи через игровую...
Детский мстер-класс по конструированию из природного материала «Летучая мышь» для...
Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него восприятие...
Рекомендации для родителей: «Книги для малышей»
Рекомендации для родителей: «Книги для малышей» Особенности детских книжек:           1. Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой...