Анастасия Никифорова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Кружковая работа
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в фестивале молодых педагогов ДОО «Педагогический Олимп» 2015г. Якутск. Презентация «Развитие творческих способностей старшего возраста».
Тема:«Развитие творческих способностей детей
в изобразительной деятельности»
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, Кружковая работа» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2019
Жизнедеятельность детей в детском саду организуется в соответствии с ФГОС,именно дошкольная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у детей дошкольного возраста, в том числе творческих. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности являетсяактуальной и в наше время, так как приобретенные навыки и умения, позволяют свободно изображать окружающую жизнь, которая является важным средством развития детского творчества
Цель: Развитие навыков и умений у детей дошкольного возраста в изобразительном творчестве, через нетрадиционные техники рисования.
Задачи для педагогов:
1. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию художественного творчества;
2. Вовлечь родителей в работу по развитию детского творчества.
3. Проверить эффективность реализации плана по развитию у детей художественного творчества.
Задача для воспитанников:
Образовательные – научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования (восковые мелки + акварель, монотипия, тиснение, тычкование, набрызг, граттаж, совершенствовать умения в знакомых техниках - рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Воспитательные– привить детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изображаемому, воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие – развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.
Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста будет более эффективным, если развивать у детей воображение, формировать эмоционально – эстетическое восприятие и стимулировать исследовательские действия, через нетрадиционные техники рисования.
Анализ проблемы развития творчества детей показал:
- дети не полностью раскрывают изображение образа;
- передают пропорции предмета неверно;
- композицию располагают непродуманно, она носит случайный характер,
- не соблюдают пропорцию разных предметов при изображении, передача движения в рисунке отсутствует;
- реальный цвет предметов передан неверно, в рисунках преобладает несколько цветов.
- у детей отсутствует форсированность ручной умелости, т. е., линия дрожащая, нажим на карандаш слабый, не регулируют силу нажима;
- раскрашивают беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура;
- многие дети безразличны к оценке взрослого, т. е., деятельность ребенка не изменяется.
Ожидаемые результаты
- овладение основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности;
- передача в рисунках некоторых сходств с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением;
- создание яркого, нарядного узора при помощи ритма и чередования декоративных элементов в рисунке;
- проявление творчества, самостоятельный выбор темы изображения.
Для достижения положительных результатов в художественной деятельности детей, мы заинтересовались нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Тематика мастер классов: свеча+акварель, монотипия предметная, отпечатки листьев, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой кистью, пластилинография,
Для организации кружковой работы «Юные волшебники» составили план по нетрадиционной технике рисования, которая предусматривает работу с детьми по развитию творчества в возрасте 5-7 лет
План кружковой работы:
- создание предметно-развивающей среды;
- плана работы кружка;
- плана работы с родителями по развитию творчества у детей.
Этапы реализации
I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.
III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
Формы проведения:Занятия проводится 2 раза в неделю, длительностью 15- 20 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
-анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей
Занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Самоотчет
Для достижения цели применялись следующие методы и формы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в разных конкурсах.
Работа кружка показала, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста стал более эффективным, так как использование нетрадиционной техники рисования развивает у детей воображение, формирует эмоционально – эстетическое восприятие и стимулирует исследовательские действия.
Использованная литература:
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005.
5. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
9. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.
10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986.
Годовое тематическое планирование кружка по рисованию
Сентябрь. Тема «Осенний лес». Материал и способ передачи замысла. Рисование гуашью методом тычка.
«Ночной город». Рисование свечей на тонированной бумаге.
«Гроздь винограда». Рисование гуашью с помощью ватных палочек.
«Сказочное дерево». Рисование акварелью методом выдувания.
Октябрь. «Мальчик в зимней одежде». Пластилинография.
«Моя любимая игрушка». Рисование гуашью с помощью бумаги.
«Царевна Лягушка». Рисование акварелью
«Сказочная птица». Рисование гуашью с помощью ладошек.
Ноябрь. «Морозные узоры». Рисование акварелью методом выдувания.
«Ветка яблони». Рисование гуашью методом тыча.
«Жар птица». Рисование акварелью.
«Снегири». Рисование с помощью манки с добавлением краски.
Декабрь. «Зимний пейзаж». Рисование свечей на тонированной бумаге.
«Новогодняя елка». Рисование с помощью манки с добавлением краски.
«Переведение рисунка с любимой раскраски». Граттаж.
«Бабочка». Рисование акварелью.
Январь. «Моя игрушка». Пластилинография.
«Жар птица». Обрывная аппликация.
«Аквариум». Граттаж.
«Морское дно». Рисование гуашью с помощью ладошек.
Февраль. «Морозное окно». Рисование акварелью.
«Живые облака». Обрывная аппликация.
«Как розовые яблоки на ветках снегири». Рисование гуашью.
«Веселые вертолеты». Рисование акварелью.
Март. «Цветочная ваза». Рисование гуашью методом тычка.
«Цветок». Обрывная аппликация.
«Ваза с цветами». Рисование акварелью.
«Цветы». Рисование ватными палочками.
Апрель. «Сирень». Рисование гуашью.
«Веселый космос». Пластилинография. «Сакура». Рисование гуашью с помощью бумаги.
«Яблонька». Пластилинография.
Май.»Салют». Рисование гуашью методом тычка.
«Бабочка». Пластилинография.
«Цветы». Рисование гуашью.
«Скоро наступит лето». Рисование гуашью с помощью бумаги.