Приложение МААМ

Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики

Дианова Ирина
Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы

Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Публикация «Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики» размещена в разделах

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Что же такое логоритмика?

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно - мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

В начале учебного года с детьми 2 младшей группы был проведен мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы.

По результатам можно увидеть, что «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми» находится на среднем уровне (57,5 %).

С целью исследования готовности родителей к сотрудничеству, умения взять на себя ответственность, компетентности в вопросах развития речи было проведено Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». По результатам можно сделать вывод: родители стремятся к взаимодействию между семьёй и ДОУ, часто ответственность берут на себя, но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад.

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример большое количество разнообразных методов и приёмов. Но, не смотря на это, есть желание узнать новые способы.

Вся система работы направлена на решение цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

Для реализации целей и задач логоритмики, было подобрано программно-методическое обеспечение (фото).

При формировании правильной речи младших дошкольников средствами логоритмики используются следующие методы и приемы:

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, телепередач и т. п.);

б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п. ;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1,5 - 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми :

1 направление- предусматривает развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;

развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:

развитие дыхания, голоса;

выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики;

координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:

под музыку,

под счет,

словесное и стихотворное сопровождение.

Формы работы с детьми :

групповые,

подгрупповые

индивидуальные.

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности :

пальчиковые игры или массаж пальцев;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

стихотворения, сопровождаемые движениями

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

чистоговорки;

речевые и музыкальные игры;

упражнения для развития музыкального слуха;

различные виды ходьбы и бега под музыку

ритмические упражнения, пение;

упражнения в игре на музыкальных инструментах;

подвижные игры, драматизации;

мимические упражнения;

упражнения на релаксацию под музыку.

Предметно-развивающая среда

Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является ПРС.

Иллюстрации и репродукции.

Малые скульптурные формы.

Дидактический материал.

Игровые атрибуты.

Музыкальные инструменты.

Аудио - видеоматериалы.

Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Картотеки игр и упражнений.

Календарно - тематический план логоритмики во второй младшей группе

тематический план использования логоритмики на учебный год для 2 младшей группы. (см. Презентацию)

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

В ноябре с детьми был проведен повторный мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы ОО «Коммуникация». По результатам можно увидеть, что уровень Развития свободного общения со взрослыми и детьми и Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи повысился на 10 %, что показывает положительную динамику уровня речевого развития детей

Заключение

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Поэтому важно включать их в различные виды деятельности, что способствует развитию всех компонентов устной речи младших дошкольников

Публикации по теме:

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Рисование пальчиками, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Рисование пальчиками, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 19:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности педагога по формированию правильной речи у младших дошкольников средствами логоритмики» (включая файлы) размещена пользователем Дианова Ирина (УИ 166518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД