Анна Владимировна Унтилова
Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»
План проведения педсовета:
I. Организационный момент:
Разделение на 3 группы по 3-4 человек – на столах «домики» с инициалами педагогов.
Сообщение темы, цели и задач педсовета.
Цели:
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности
Публикация «Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
- объединить усилия педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности.
Форма проведения-«Информационно-игровая».
II. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
III. Информационная часть - Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ»
«Творческие и развлекательные игры»
«Дидактические игры»
«Подвижные и малоподвижные игры»
IV. Практическая часть
Деловая игра: «Игра спутник по жизни!»
V. Заключительная часть
VI. Решение педагогического совета
Цитаты:
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»
А. С. Спиваковский
«Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
«Игра есть, в сущности, рост организма»
Стенли Холл
Презентация-«Творческие и развлекательные игры»
В нашем учреждение игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра – общепризнанный феномен в развитии личности ребенка.
Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.
Сегодня мы также постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей играть и как правильно организовать совместную игру.
Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д.
Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.
В современной педагогике принята следующая классификация игр:
• творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные);
• дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
• подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).
Творческие игры отражают :
• стремление детей к активности, самостоятельности;
• детское подражание;
• удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
• своеобразное взаимодействие в детском коллективе.
С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.
Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.
Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.
Игры существуют разные : с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности ребенка — через игру он познает мир
Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же остаются актуальны.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета – организация игрового пространства:
- организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, прочными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок; они должны быть доступны детям.
Во-вторых, сюжетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.
«Дидактические игры»
Дидактические игры-это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
"Подвижные и малоподвижные игры"
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.
В связи с этим важно уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра.
Подвижные игры — сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
IV. Практическая часть
Деловая игра: «Игра спутник по жизни!»
Детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры….)
- «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.
Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
Педагогический коллектив делится на 3 команды (Что? Где? Когда)
Хотелось бы начать с простых вопросов, к Вам уважаемые коллеги:
1. В каком возрасте для вас закончилось время игр?
2. Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?
3. Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?
4. Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?
5. Чему вы учились во время игр?
6. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?
1 станция: Мозговой штурм
Оборудование: мольберты 3 шт., магниты 3 шт., листы формата А3 «Домик в клетку» 3 шт., фломастеры (ответы пишутся в «домиках»)
Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
Психические процессы, формирующиеся в процессе игры …. (мышление, воображение, память)
Назовите способы включения малоактивных детей в игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
2 станция: Решение педагогической ситуаций
Оборудование: конверты с ситуациями.
Педагогическая ситуация № 1 (команда Что)
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Педагогическая ситуация №2 (команда Где)
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Педагогическая ситуация № 3 (команда Когда)
Дети после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопросы:
Какова должна быть реакция педагога?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
3 станция: сказочная
А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
1. Кто сломал теремок? (Медведь.)
2. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
3. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
1. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
2. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
1. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
2. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
3. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
Эмоциональная пауза «Слово-эстафета» - продолжить предложение: каждая команда по очереди говорит слово.
«Играя с детьми, я поняла…», «Играя с детьми, я испытываю…»
4 станция: Умозаключения
«Продолжи предложение» (засчитывается или не засчитывается ответ)
Педагогам по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
1. «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»
2. «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»
3. «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
1. «Я считаю, что в игре дети учатся…»
2. «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
3. «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
III. Заключительная часть-Руководитель Центра Унтилова А. В
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые педагоги, постарались это сделать, и у вас уже это хорошо получается.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не до игранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем Центре.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.
Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма:
«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,
а это одно из самых полезных занятий на свете».
Спасибо всем за внимание!
Решение педсовета:
1. Не заменять игру другими видами деятельности.
2. Продолжать совершенствовать работу педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей.
3. Пополнить развивающую среду групп новыми сюжетно- ролевыми играми и атрибутами.
4. Вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.