Папки-передвижки

Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ

Анна Владимировна Унтилова
Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

План проведения педсовета:

I. Организационный момент:

Разделение на 3 группы по 3-4 человек – на столах «домики» с инициалами педагогов.

Сообщение темы, цели и задач педсовета.

Цели:

- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности

Публикация «Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

- определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;

- объединить усилия педагогического коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности.

Форма проведения-«Информационно-игровая».

II. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.

III. Информационная часть - Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ»

«Творческие и развлекательные игры»

«Дидактические игры»

«Подвижные и малоподвижные игры»

IV. Практическая часть

Деловая игра: «Игра спутник по жизни!»

V. Заключительная часть

VI. Решение педагогического совета

Цитаты:

«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»

А. С. Спиваковский

«Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»

Л. С. Выготский

«Игра есть, в сущности, рост организма»

Стенли Холл

Презентация-«Творческие и развлекательные игры»

В нашем учреждение игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром. Игра – общепризнанный феномен в развитии личности ребенка.

Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Сегодня мы также постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей играть и как правильно организовать совместную игру.

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д.

Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.

В современной педагогике принята следующая классификация игр:

• творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные);

• дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

• подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают :

• стремление детей к активности, самостоятельности;

• детское подражание;

• удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;

• своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

Игры существуют разные : с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности ребенка — через игру он познает мир

Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе так же остаются актуальны.

Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета – организация игрового пространства:

- организация предметно – игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, прочными, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок; они должны быть доступны детям.

Во-вторых, сюжетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

«Дидактические игры»

Дидактические игры-это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

"Подвижные и малоподвижные игры"

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.

В связи с этим важно уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра.

Подвижные игры — сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.

IV. Практическая часть

Деловая игра: «Игра спутник по жизни!»

Детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.

«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

(Ответы участников деловой игры….)

- «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.

«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?

И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.

Педагогический коллектив делится на 3 команды (Что? Где? Когда)

Хотелось бы начать с простых вопросов, к Вам уважаемые коллеги:

1. В каком возрасте для вас закончилось время игр?

2. Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3. Когда вы были маленькими, в какие игры вы играли?

4. Были ли у вас какие-либо особо памятные игрушки?

5. Чему вы учились во время игр?

6. Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

1 станция: Мозговой штурм

Оборудование: мольберты 3 шт., магниты 3 шт., листы формата А3 «Домик в клетку» 3 шт., фломастеры (ответы пишутся в «домиках»)

Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

Психические процессы, формирующиеся в процессе игры …. (мышление, воображение, память)

Назовите способы включения малоактивных детей в игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

2 станция: Решение педагогической ситуаций

Оборудование: конверты с ситуациями.

Педагогическая ситуация № 1 (команда Что)

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

Педагогическая ситуация №2 (команда Где)

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Педагогическая ситуация № 3 (команда Когда)

Дети после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы:

Какова должна быть реакция педагога?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

3 станция: сказочная

А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).

Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки».

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)

2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

1. Кто сломал теремок? (Медведь.)

2. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

3. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

1. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)

2. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

1. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

2. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)

3. Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)

Эмоциональная пауза «Слово-эстафета» - продолжить предложение: каждая команда по очереди говорит слово.

«Играя с детьми, я поняла…», «Играя с детьми, я испытываю…»

4 станция: Умозаключения

«Продолжи предложение» (засчитывается или не засчитывается ответ)

Педагогам по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:

1. «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

2. «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

3. «Я думаю, что игра полезна тем, что…»

1. «Я считаю, что в игре дети учатся…»

2. «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

3. «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»

III. Заключительная часть-Руководитель Центра Унтилова А. В

Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые педагоги, постарались это сделать, и у вас уже это хорошо получается.

Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не до игранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем Центре.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Закончить хотелось бы словами американского психолога Эриха Фромма:

«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться,

а это одно из самых полезных занятий на свете».

Спасибо всем за внимание!

Решение педсовета:

1. Не заменять игру другими видами деятельности.

2. Продолжать совершенствовать работу педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей.

3. Пополнить развивающую среду групп новыми сюжетно- ролевыми играми и атрибутами.

4. Вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 18 марта 2024 в 12:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Унтилова (УИ 3395838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД