Папки-передвижки

Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Татьяна Зарубина
Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: Продолжать развивать умения составлять творческие рассказы по картине, используя речевые упражнения по ТРИЗ.

Задачи:

1. Способствовать умению подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

2. Совершенствовать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

3. Способствовать составлению фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

4. Расширять и активизировать словарь детей;

Публикация «Конспект занятия „Составление творческих рассказов по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах

5. Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Оборудование: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» на бумаге формата А4 на каждого ребенка.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др;

- загадывание загадок;

- рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций;

- дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию»;

- рассматривание репродукции картин известных художников;

- проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Ход образовательной деятельности:

Мотивация образовательной деятельности.

Организационная игра: «Шире круг»

В: Все собрались. Доброе утро., какого дня недели? (второго дня, вторник)

А какого месяца., а какого времени года? А вы рады весне? Почему вы рады весне. А ты,Максим, можешь сказать, почему ты рад весне (Я рад весне, потому что на улице становится теплее и т. д.)

В: Весна- это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной? (тает снег, появляются проталины, просыпаются деревья от зимнего сна, возвращаются перелетные птицы домой.)

В: Ребята, у нас на столе рассыпалась картина. А собрать мы ее сможем лишь тогда, когда назовем приметы весны. (дети называют приметы весны и собирают картину)

Кто узнал картину? Это картина русского художника Саврасова, которая называется «Грачи прилетели». У каждого на столе представлена эта картина, проходите на стульчики и внимательно ее рассмотрите. (Дети рассматривают картину, звучит музыка)

1.«Определение объектов на картине».

Воспитатель: К какому жанру живописи она относится?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Почему?

Дети: Картина, на которой нарисована природа.

Воспитатель: А ещё, наша картина необычная, потому, что она умеет говорить. Сейчас, я вам, это докажу.

Игра «Подзорная труба»

Воспитатель: Представьте, что у каждого из вас в руке оказалась «волшебная подзорная труба», в которую виден только один объект. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Главное правило – не повторять то, что уже называли другие дети. Называем объекты, которые вы видите, а я буду обозначать их на схеме. (Дети называют отдельные объекты, схематичные изображения которых выставляются на мальберт - небо, облака, кусты, деревья, снег, проталины, птицы-грачи, гнёзда, прудик, церковь).

Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели.

2. «Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Воспитатель: Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны?

Расскажем, как связаны между собой объекты.

(объединяют грачей с ветками деревьев, потому что птицы сидят на ветках, грачей с гнёздами, потому что грачи вьют гнёзда и т. д.)

Вспомогательные вопросы:

Воспитатель: Как вы думаете, что делают грачи?

Дети: Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, поправляют, ремонтируют гнезда, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Грачи, как будто рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, чёрные, смешные, шумливые.

Воспитатель: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Дети: Грачевник.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке виден лес, за лесом бескрайние поля.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.

3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Игра «Вхождение в картину» (Насытить яркими образами, погрузиться в картину. Представить все, что можно потрогать и сказать вкусовые качества.)

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. «Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?» Предлагаю тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути».

Звучит музыка.

Дети: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т. д.

Воспитатель: Какие березы?

Дети: Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся к земле.

Дети: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине -старые, корявые.

Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?

Дети: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.

Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.

Воспитатель: Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

Дети: Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый, грязный он щиплет ладонь» и т. д

Дети: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?

Воспитатель: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.

Дети: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?

Воспитатель: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.

Что еще вы видите на картине?

Воспитатель: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней - церковь с куполами.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Хотелось ли вам продолжить путешествовать в картине? Представьте, что вы грачи и дружно летите на полянку.

Физкультминутка:

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Воспитатель: Грачи, а в какой вы картине живете. А это сейчас мы проверим. Я буду говорить вам высказывания, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к нашей картине.

- небо пасмурное (да)

- идет снег (нет)

-снег тает оседает (да)

- проталины появляются (да)

- растут цветы (нет)

- появляются лужи (да)

-листья на деревьях (нет)

-ярко светит солнце (нет)

- возвращаются перелетные птицы (да)

- птицы вьют гнезда (да)

В: Правильно отгадали, что подходит к нашей картине, а что нет.

Возвращаемся на свои места.

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель: Продолжаем путешествие? Представьте, что вы один из объектов картины. подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

Звучит музыка

(Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Составление рассказов детьми:

Воспитатель: Понравилось вам путешествовать в картине «Грачи прилетели»? Мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.

Воспитатель: Вы все сегодня придумывали, фантазировали, интересно рассказывали. А всему этому нас научила «волшебная» картина. Поработали на славу. Делу время, а потехе час.

Минутка шалости.

Рефлексия:

Злата, как ты считаешь, получился у тебя рассказ по картине? Почему? Вера, чей рассказ тебе понравился? Почему? Что ты можешь сказать о рассказе Семена Г. А каким рассказчиком была Даша -O- -O-

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна»Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна» С наступлением весны календарной, все ярче светит солнышко, все звонче слышны голоса птиц. Вот и мы с ребятами освежили свои знания про.

Конспект интегрированного занятия «Грачи прилетели» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Грачи прилетели» во второй младшей группе Цель: обобщить знания о перелётных птицах и сделать коллективную работу по аппликации "Грачи прилетели". Задачи: - Закрепить представления.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по лепке «Грачи прилетели» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по лепке «Грачи прилетели» для детей младшего школьного возраста Цель: слепить птицу грач. Задачи: Обучающие: 1. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грача. 2. Научить лепить птицу,.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 09:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД