Дарья Силютина
Конспект занятия «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Русская народная игрушка.
Цель: Знакомство с национальной культуры России.
Задачи: Познакомить с народной игрушкой; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке.
Ход:
Публикация «Конспект занятия „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Дети входят в зал, где на столах выставка всевозможных игрушек : глиняных (богородские, дымковские, свистульки деревянные, неваляшки, куклы из соломы, ниток, ткани) .
Воспитатель: Ребята сегодня у нас занятие не совсем обычное оно проходит в зале, а поговорим мы с вами, о народных игрушках. Посмотрите, какая выставка у нас сегодня. Давайте рассмотрим, какие предметы здесь выставлены.
Дети рассматривают и называют игрушки.
Воспитатель: Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Видно такая была душа у русского народа, умел он хорошо работать, отдыхать, и всегда заботился о своих детях. Для этого народные мастера и придумывали всякие игрушки и забавы. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани. Обратите внимание, какой красочный сундук выставлен у нас. Ребята, вы ни чего не слышите? Прислушайтесь! Мне кажется, в нем кто-то шепчется. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Послушайте загадку:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко широко
Парой чёрных смородинок- глаз.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… ?
Дети: Матрёшка!
Воспитатель достаёт из сундука матрёшку и приглашает детей сесть на стулья.
Воспитатель: Матрёшка – одна из самых любимых игрушек детей. Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом – Посаде (Загорске). Около ста лет привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам и мастерам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только у нас - это была розовощёкая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Она была раскрашена ярко. Внутри игрушки находились ещё 5 или 7 фигурок девочек. Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространённым на Руси. Новая необычная игрушка очень понравилась детям, и взрослым. Прошло много лет, а матрешка не надоела людям. Её дарят друзьям на долгую память. Ее знают во всём мире, дарят её на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.
Сегодня производством матрёшек занимаются во многих городах и сё лах нашей страны: в городе Семёнове, в селе Полхов – Майдан, Сергиевом – Посаде Загорске, Твери и других городах. На разных фабриках матрёшек расписывают по-разному. Рассмотрим матрёшек. Одни в ярких сарафанах с передниками в узорчатых платках, другие в зимней одежде. Разрисованы матрёшки цветами, ягодами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть матрёшка – мальчик?
Дети: Да!Ванька-встанька!
Появляется ванька-встанька.
Ванька-встанька: Я Ванька-встанька, крошка
Всегда стою на ножках,
Не гнусь и не качаюсь,
А только кувыркаюсь.
Воспитатель: Ванька – Встанька, а с чем ты к нам пожаловал? Что ты нам принес? (ложки деревянные, расписные, музыкальные)
Музыкально– ритмическое упражнение с ложками «Утром солнышко проснется»
1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают
В ручки ложечки берут.
Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.
2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.
Ударяют ложкой о ложку перед собой
3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»
4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.
Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой
5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной
6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.
Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками
7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.
Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают
Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели много разных русских народных игрушек, матрешек. Какие игрушки вам понравились очень сильно?