Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни»

Ольга Селезнёва
Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни»

Урок в 4 классе

Тема «Хороводные песни»

Цели: создать условия для выявления связи хороводных песен с календарными праздниками, обрядами, на примерах показать разнообразия сюжетов и включение элементов театрального действия в хоровод; познакомить с русскими народными инструментами.

. Планируемые результаты: в процессе практической деятельности через решение проблемной ситуации узнать, как хороводные песни были связаны с календарными, познакомить с русскими народными инструментами.

. Личностные результаты: формировать чувство гордости за культуру и искусство русского народа.

. Метапредметные результаты:

- регулятивные: формировать творческие и познавательные навыки;

- познавательные: осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов;

- коммуникативные: уметь вести диалог, учить сравнивать, сопоставлять творческую работу.

Оборудование: компьютер, пианино, деревянные ложки.

Ход:

Организационный момент.

-Сейчас музыкальный начнется урок.

Об этом пропел нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь, на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока

. Сообщение темы урока.

. Беседа: В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Хороводы имели широкое распространение как массовое игровое действие.

В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках также пелись хороводные песни.

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.

Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить две группы: хороводы-игры и хороводы-пляски.

Сюжеты хороводов-игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая…

Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмеркой.

Элементы театрального действия в хороводе заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актеров», которые в середине круга показывали действие. Действие часто разыгрывалось всеми участниками хоровода.

Слушание «Девичий хоровод» (из балета «Конек-Горбунок», музыка Р. К. Щедрина.

(заслушивание доклада о композиторе, подготовленного учениками).

Задания:1) определить характер хоровода, выбрав нужные слова:

Спокойно изящно

Лирично взволнованно

Плавно резко

Легко грациозно

2) в каком ладу звучит хоровод: мажорном, минорном или переменном?

.Работа над дикцией и звуками по Емельянову.

.Распевание: «Летела сова», «Круты горы»

.Разучивание русской народной плясовой песни «А я по лугу»

Задания: 1) исполнить мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него;

2) выбрать народный инструмент – деревянные ложки для сопровождения;

3) выбрать дирижера, который руководит оркестром и хором;

4) водить хоровод разными фигурами.

Таким образом, мы с вами отправляемся на школьную лужайку водить хороводы, исполняя русские народные песни «А я по лугу», «Во поле береза стояла»

(Далее работа продолжается в классе)

Теперь поговорим о русских народных инструментах.

. Где и как появились ударные инструменты – ложки, трещотки;

духовые инструменты – свистульки, свирель;

струнные инструменты – домра, балалайка.

Баян. (Заслушивание сообщений о музыкальных инструментах).

.Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц»

Задания: 1)как изменяется музыка от куплета к куплету?

2) определи форму произведения;

3) выбери инструмент и играй в ансамбле с учителем.

Итог урока:

Чем запомнился урок? Хорошо ли вы запомнили, как устроены народные инструменты?

.Домашнее задание: попробуй создать свой фантастический музыкальный инструмент.

Прикреплённые файлы:

urok-v-4-klase_bt6iu.pptx | 1684,22 Кб | Скачан: 1
 
Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыкальному воспитанию «Хороводные, игровые песни Зауралья» Хороводные, игровые песни Зауралья. Разработка открытого урока по музыкальному занятию Музыкальный руководитель Косачева Наталья Анатольевна.

Конспект урока по рисованию в 1 классе «Тюльпан» Конспект урока 1 класс Тема: «Тюльпан» Тип урока: комбинированный. Цель урока: формирование умения у учащихся изображать тюльпан. Задачи:.

Конспект урока физической культуры в 1 классе Физическая культура Класс: 1 Тема: общеразвивающие упражнения с малым мячом Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков Учитель:.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Домашние питомцы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 23:39
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 ноября. Выставка самодельных часов на МААМ

Часы – это незаменимый помощник для людей. Главное их назначение состоит в том, чтобы сберечь, рассчитать время современному человеку, помочь ему рационально спланировать все свои повседневные дела....

17 ноября. День динозавров на МААМ

Тайна динозавров, некогда населявших нашу планету, волнует умы не только взрослых, но и детей. Эти неприглядные на вид животные одна из любимых детских игрушек. Маленьких исследователей интересует всё –...

Рисование «Деревья осенью». Фотоотчет
На прогулку мы идем Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… За окнами нашей группы растут березки и клены. Мы всегда...
Мастер-класс по изготовлению открытки в смешанной технике в средней группе
Цель: изготовление праздничной открытки в смешанной технике ( декупаж на бумаге и аппликация. Задачи: - осваивать новые техники апппликационной работы;...
Детский мастер-класс «Открытка ко Дню матери»
Уважаемые коллеги! Ровно через неделю все мамы будут принимать поздравления. Если кто -то еще не успел изготовить открытки к празднику "День матери",...