Светлана Ивановна Мельник
Конспект НОД «Весна идёт — весне дорогу! Приметы весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Весна идёт – весне дорогу! Приметы весны»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, Социализация, Безопасность.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать и расширить представления и знания детей о весне.
Публикация «Конспект НОД „Весна идёт — весне дорогу! Приметы весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Познакомить с новыми природными явлениями: половодье и разлив реки.
Закрепить навык употребления прилагательных и существительных в родительном падеже множественного числа.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы, доказывать, логическое мышление, познавательный интерес.
Способствовать развитию первоначальных навыков опытной деятельности.
Продолжать развивать навыки в вопросно-ответной форме речи, навык употребления предложений разных видов.
Воспитательные:
Воспитывать активность детей на занятии
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Словарная работа: половодье, разлив, сокодвижение, демисезонная одежда
Оборудование: макет "солнышко" на доске, лучики; предметные картинки с приметами весны; демонстрационные картины: половодье, разлив;
Для опытов: прозрачные стаканы, кусочки льда, подкрашенная вода, макет леса с озером, пластиковые канавки (русло ручья). Аудиозапись "Звуки природы".
Предварительная работа:
Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, чтение сказок, стихи о весне, приметы весны. Наблюдение за признаками весны во время прогулок, за цветущей вербой, за птицами; чтение Н. Сладкова «Медведь и Солнце», «Дедушка Мазай и зайцы», С. Городецкий. «Весенняя песенка», А. Фет. «Уж верба вся пушистая», Ф. Тютчев. «Весенние воды»; проведение опытов с водой, снегом; рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр; беседы с родителями, работа по проекту «Первоцветы».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Оргмомент. (звучит запись пение птиц).
Вы слышали песенку, звонкое чудо?
Она прилетела, я знаю, откуда:
Из дальних краев вместе с первым лучом,
И в ней говорится, я знаю, о чем!
А в ней говорится, а в ней говорится,
О том, что проснулись веселые птицы,
И ветер взлетел на верхушку сосны.
Я знаю, что это – подарок весны!
Воспитатель: (Стук в дверь, вношу большой конверт, вскрываю его). Интересно, здесь какие-то конверты, а на них цифры со стрелочкой. Что же нам делать? В первую очередь мы расставим конверты по порядку.
Дети расставляют конверты от 1 до 9
2. Конверт № 1 - Дидактическая игра "Много".
Я назову словосочетание, а вы назовёте со словом МНОГО. (Дети называют словосочетание. Контроль звукопроизношения).
Тёплый день – много тёплых дней
Быстрый ручей - …
Бумажный кораблик - …
Длинная сосулька - …
Холодная капля - …
Тёмная проталина - …
Нежный подснежник - …
Перелётная птица - …
Птичье гнездо - … Маленькое насекомое - …
Тёплый луч - …
Упругая почка - …
Зелёная травинка -.
Молодой лист - …
Глубокая лужа - …
Весенний дождь - …
Солнечный луч - …
3. Беседа о приметах весны.
- К какому времени года подходят все эти слова? Почему?
Сегодня мы будем говорить о весне, о её приметах.
Конверт № 2 «Вопрос - ответ».
- Для ребят средней группы мы с вами должны оформить плакат «приметы весны».
- Отвечая на мои вопросы, вы закрепите картинку к плакату на своё место, одновременно решив пример.
• Назовите весенние месяцы. (0+1)
• Солнце поднимается выше, и день становится …длиннее. Первая весенняя примета - Длиннее день, а ночь короче. (1+1)
• Что происходит с воздухом от тепла солнца? Воздух прогревается. Становится теплее. Эта примета весны называется потепление. (2+1)
• Что происходит со снегом? Снег тает, превращается в воду. Эта весенняя примета называется таяние снега. (3+1)
• Куда собирается талая вода? Талая вода собирается в ручьи. Появление ручьёв. (4+1)
• Что появляется на крышах? На крышах появляются сосульки. Они тают, с них капает вода. Это явление называется капель. (5+1)
• Что изменяется в жизни деревьев? Они просыпаются, набухают почки на деревьях, начинается сокодвижение. (6+1)
• Как называется место, где растаял снег, и открылась земля? Проталина. (7+1)
• А на проталинах вырастают первые цветы. Как их называют одним словом? Первоцветы. (8+1)
• Что происходит в жизни зверей? Линька. (9+1)
• Кто весной возвращаются в родные края? Как можно называть эту примету? Прилёт птиц. (10+1)
• Как меняется одежда людей? Зимнюю одежду меняем на весеннюю (демисезонную). (11+1)
• Как называется движение льда по течению во время таяния рек? Ледоход. (12+1)
5. Конверт № 3 «Безопасность на водоёмах в весенний период».
- Какие правила безопасности надо соблюдать весной на водоёмах? (выставляю картинки).
6. Конверт № 4 Физкультминутка.
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку.
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. Коган Руки вверх. Наклоны туловища влево - вправо.
Руки перед грудью. Локти опущены вниз.
Разжимают кулачки, .4 прыжка.
Наклоны влево - вправо.
Протягивают друг другу правые руки.
Рукопожатие.
7. Конверт № 5 Задание на листочках «Впиши пропущенное число».
- Что нарисовано на листочке? (льдины с цифрами). Вам необходимо вписать недостающие цифры.
8. Конверт № 6. Усвоение новых знаний. (Во время рассказа ставятся демонстрационные картины).
- Сейчас я вам расскажу ещё о двух весенних приметах. Чем покрыты реки, озёра и пруды зимой?
Весной лёд тает. А вода в реке сначала поднимается, а потом затопляет берега. Говорят: река выходит из берегов. Про кого можно сказать: выходит? И о реке так говорят.
Подъём воды в реке называется половодье.
Затопление берегов называется разлив.
- Что такое половодье?
- Что такое разлив?
Результаты опыта проведённого утром.
- Давайте подумаем, почему происходит половодье и разлив. В этом нам поможет опыт, который мы начали утром. Расскажите, что мы делали. (рассказ детей).
Налили в стаканы воды.
Опустили льдину.
Отметили фломастером уровень воды.
- Как вы думаете, что произошло с кусочком льда? Почему?
- Как вы думаете, изменился ли уровень воды в стаканчиках? Почему?
- Давайте проверим. Подойдите к своим стаканчикам и посмотрите. Больше или меньше стало воды?
Как же так? В стаканчике была вода. Лёд тоже превратился в воду, а количество воды не изменилось. Почему так происходит?
- А сейчас представьте, что стаканчик с водой – это озеро или пруд. Весной лёд растаял. А потом вдруг вода начала прибывать, наступило… половодье. Вода всё прибывала и прибывала, затопила берега, наступил …разлив. Откуда появилась лишняя вода? Как вы думаете?
Вывод: Воды в реке, в озере и пруду стало больше из-за растаявшего по берегам снега. Снег растаял, талая вода собралась в ручьи, а ручейки стекли в речку.
Итак, почему происходит половодье и разлив реки?
Вывод: Половодье и разлив реки происходит не потому, что тает лёд, а потому что на берегах тает снег, талая вода собирается в ручьи, а ручьи текут в речку.
9. Конверт № 7 Демонстрация опыта.
Давайте понаблюдаем, как это происходит.
Это макет леса с озером. (используется ящик для рассады оформлен макет леса с озером).
Полоской отмечен уровень воды в озере.
Это русла ручейков, канавка, по которой ручей течёт. (Желобки).
Выливайте воду из стаканчиков в желобки. Это потекли ручейки.
Вода в озере поднимается. Это половодье.
Воды становится много, она затопляет берега. Это разлив.
9. Рефлексия: Ребята, что мы с вами сегодня узнали, что делали, что запомнили? (Рассуждение детей).
- Какие новые приметы весны вы узнали? Как говорят о разливе реки? (Река вышла из берегов.)
10. Конверт № 8
- Ребята, посмотрите, у нас остался ещё один конверт. Достаю письмо от весны.
«Молодцы ребята. Я очень рада за вас. Вы показали свои знания, и за это я вам вручаю награду – ««Знатоки примет». Весна».
Детям вручаю медали «Знатоки примет».